На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГАОУ ВПО "МФТИ" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Учебно-лабораторные корпуса МФТИ, г. Долгопрудный, Московская область IV этап - строительство учебно-лабораторного корпуса N1" (номер извещения 1048100000217000001) (далее - Запрос предложений) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации о Запросе предложений неправомерно установлено требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2. В документации о Запросе предложений неправомерно увеличен срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией об Запросу предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 543 957 000 рублей;
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими положениям документации о Запросе предложений;
5) победителем Запроса предложений признано ООО "МОНОЛИТ-СТРОЙ" с предложением о цене контракта - 543 657 000 рублей.
6) 04.05.2017 с победителем Запроса предложений заключен государственный контракт.
1. Пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 5.2 документации о Запросе предложений установлено требование об отсутствии участника запроса предложений в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение документации о Запросе предложений не противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10 информационной карты документации о Запросе предложений установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 5 месяцев.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение документации о Запросе предложений не противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Пунктом 10 документации о Запросе предложений установлены требования к описанию предложения по товарам, используемым при выполнении работ, их качественным характеристикам, соответствующим требованиям документации о запросе предложения. Описание участниками товара применяемого при выполнении работ, осуществляется в соответствии с требованиями приложения N1 к техническому заданию "Требования к товарам используемым при выполнении работ", содержащего требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Таблица приложения N 1 к техническому заданию документации о Запросе предложений содержит сведения о сверхподробном описании состава товаров, конкретные показатели которых необходимо указать участникам закупки в составе своих заявок, так например:
- Растворы - Содержание щелочей в цементных вяжущих; При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего; Погрешность дозирования для вяжущих материалов, заполнителей, воды и добавок; Содержание золы-уноса;
- Плиты минераловатные - Содержание органических веществ; Теплопроводность при температуре 278-288 К; Прочность на сжатие при 10%-ной линейной деформации;
- Трубы гибкие гофрированные - Сопротивление изоляции - Не менее 100 МОм в течение 1 мин. (500 в); Диэлектрическая прочность - Не менее 2000 В в течение 15 мин. (50 гц).
Комиссией установлено, что инструкция, содержащаяся в документации о Запросе предложений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Запросе предложений помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные положениями Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников на указанном основании не признавались не соответствующими положениям документации о Запросе предложений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Запроса предложений заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.05.2017 N ВП-161/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 10 мая 2017 г. N ВП-161-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017