На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Грин Телеком" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Б. Москворецкого моста (номер извещения 0173200001417000134) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки;
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, и инструкция по ее заполнению.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении обращения с 10.05.2017 до 11.05.2017.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного Аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 05.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 065 048 080 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими положениям документации об Аукционе.
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 Постановления N 99, при выполнении работ, в том числе, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования с необходимостью предоставления документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; - наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Б. Москворецкого моста.
Пунктом 22 таблицы технического задания документации об Аукционе установлено, что "на основании распоряжения Департамента культурного наследия города Москвы от 03.03.2014 N 195 Большой Москворецкий мост является объектом культурного наследия регионального значения (п.7660 Реестра объектов культурного наследия)".
Пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка", что в соответствии с положениями пункта 17.2 подтверждается копией исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что дополнительные требования к участникам Аукциона и документы, подтверждающие соответствие участников Аукциона установленным дополнительным требованиям, установлены Заказчиком в соответствии с положениями пункта 2 Приложения N 1 Постановления N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, поскольку предметом закупки является, в том числе выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и, следовательно, в указанном случае применяются положения пункта 1 Приложения N 1 Постановления N 99.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В таблице N 1 технического задания документации об Аукционе указаны характеристики товаров, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели, например, следующие:
- Решетка вентиляционная алюминиевая (пункт 32 таблицы): Предельное отклонение по длине _500 мм.
- Бетон конструкционно-теплоизоляционный (пункт 58 таблицы): Температура хрупкости -15 Градус Цельсия; Температура вспышки
230 Градус Цельсия; Индекс пенетрации -1.0_+1.0;
- Гидроизоляционный материал (пункт 61 таблицы): Масса битумно-полимерного вяжущего с наплавляемой стороны 2.5_0.2 кг/м2; Разрывная сила при растяжении в продольном направлении 1000 Н/50 мм; Разрывная сила при растяжении в поперечном направлении -
900 Н/50 мм.
- Смесь щебеночно-песчаная (пункт 69 таблицы): Полный остаток на ситах с размерами отверстий 80 мм, 0-10, % по массе; Полный остаток на ситах с размерами отверстий 40 мм, 15*-35* % по массе; Полный остаток на ситах с размерами отверстий 20 мм, 28*-55* % по массе.
Кроме того, в разъяснениях положений документации Аукционе от 20.04.2017 N РД 4 Уполномоченным органом указано, что при составлении документации об Аукционе допущены технические ошибки при указании характеристик товаров, в том числе в отношении пунктов 1, 32, 58, 62, 71 таблицы N 1 технического задания документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе характеристик товаров, а также требования к описанию помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Заказчиком представлены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 11.04.2017 NРД 1, 12.04.2017 NРД 2, 19.04.2017 NРД 3, 20.04.2017 NРД 4, 20.04.2017 NРД 5, 24.04.2017 NРД 6.
Например:
На запрос в отношении положений извещения о проведении Аукциона, согласно которому к участнику закупки установлено требование о наличии лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:- консервация, ремонт, приспособление и воссоздание объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; - инженерное укрепление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 11.04.2017 NРД 1 Уполномоченный орган сообщил, следующее:
"Организация, выполняющая реставрационные работы по приспособлению объекта культурного наследия Б. Москворецкого мост к современным условиям должна обладать лицензией на следующие виды работ, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349: 3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок, 4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки, 5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора, 8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций, 9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов, 13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем, 14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов, 15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций, 19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов, 20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов, 30. Приспособление инженерных систем и оборудования, 31. Приспособление систем электрообеспечения".
Кроме того, в разъяснениях положений документации Аукционе от 20.04.2017 N РД 4 Уполномоченным органом указано, что при составлении документации об Аукционе допущены технические ошибки при указании характеристик товаров, в том числе в отношении пунктов 1, 32, 58, 62, 71 таблицы N 1 технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанными разъяснениями документации об Аукционе изменена суть документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.05.2017 N ВП-171/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 11 мая 2017 г. N ВП-171-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017