Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Серегиной О.В. (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации" (далее - Заказчик), аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации" (далее - Аукционная комиссия), при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию системы кондиционирования зданий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", расположенных по адресу: г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, стр. 3 (номер извещения 0373100037617000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД 2 28.25.12.110 (Кондиционеры промышленные) поскольку, объект закупки относится к коду ОКПД 43.22.12 "Работы по монтажу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха".
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ товаров, из которых состоят товары, используемые при оказании услуг.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция содержит взаимоисключающие положения.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 869 563,31 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.05.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участников Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Транс-Ойл" с минимальным предложением о цене контракта 12 939 128,99.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД 2 28.25.12.110 ("Кондиционеры промышленные"), поскольку объект закупки относится к коду ОКПД 2 43.22.12 "Работы по монтажу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха".
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль, в том числе, за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В связи с тем, что контроль за информацией в планах-графиках осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не верно выбран код ОКПД2 28.25.12.110 "Кондиционеры промышленные" Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ товаров, из которых состоят товары, используемые при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"п. 36. Припой: должен состоять из меди, серебра и фосфора. Должен быть предназначен для соединения (спайки) меди и медных сплавов. Плотность от 8399 до 8501 кг/м.куб. Температура плавления 640-810 °С. Прочность на разрыв согл. DIN EN 12797(качественная характеристика, влияющая на прочностные свойства шва, не нормируемая национальными стандартами), МПа, не менее 250";
"п. 21. Гофрированная гибкая или особо гибкая труба: должна быть предназначена для прокладки и защиты изолированных проводов и кабелей в электрических установках [или] в коммуникационных системах электроснабжения напряжением до 1000* В переменного тока и/или 1500 В постоянного тока. Степень защиты IP по ГОСТ 14254 >44. Серия трубы должна быть лёгкая или средняя при прочности, Н, (силе сжатия) [не менее] 320 на 5 см. Диапазон температур при монтаже гофрированных труб должен быть не уже чем -5...+60 °С. Внешний диаметр трубы должен быть 25 мм, внутренний от 18.0 до 18.5 мм. Гофротруба должна иметь металлический зонд".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказания услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Кроме того, в Инструкции документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 30804.3.122013 (п.1, п.49, п.55), Оценка энергетической эффективности и сертификация кондиционеров воздуха (п.1, п.49, п.55), Директива 2014/68/EU (применение данного стандарта обусловлено необходимостью обеспечения установки безопасного товара с использованием хладагента, работающего под давлением (в части показателей, не нормируемых по национальным стандартам)) (п.1, п.49, п.55), ГОСТ 10348
80 (п.17), ГОСТ 26963
86 (п.3, п.4, п.56), ГОСТ 55012
2012 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), EN12735
2 (п.5 - п.9) (применение данного стандарта обусловлено требованием к совместимости по наружным диаметрам труб с оборудованием, соответствующим потребностям заказчика, не нормируемым по национальным стандартам), ГОСТ Р 54671
2011 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 27570.0
87 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 22270
76 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 52084
2003 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 51524
2012 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 020/2011 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 55012
2012 (п.1, п.49, п.55), ГОСТ 32111.1
2013 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ IEC 60335
2
40
2010 и ГОСТ IEC 60335
1
2015 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 22483
2012 (п.17 - п.19, п.24, п.25, п.50, п.52, п.53) , ГОСТ 31565
2012 (п.18, п.19, п.50), ГОСТ 31996
2012 (п.18, п.19, п.50), ГОСТ Р МЭК 61386.1
2014 (п.20. п.21, п.51, п.57), ГОСТ 31602.1
2012 (п.23), ГОСТ 31195.2.3
2012 (п.23), ГОСТ 31195.1
2012 (п.23), ГОСТ Р 50030.2
2010 (п.24, п.25, п.53), ГОСТ Р 50345
2010 (п.24, п.25, п.53), ГОСТ 8509
93 (п.29), ГОСТ 19738
2015 (п.36), DIN 975 (п.45), ГОСТ 1759.0
87 (п.46), ГОСТ 9293
74 (п.47), ГОСТ 50030.3
2012 (п.52), ГОСТ IEC 60947
1
2014 (п.52), ГОСТ 7798
70 (п.61); ГОСТ 7805
70 (п.61), ГОСТ 5927
70 (п.62); ГОСТ 5915
70 (п.62)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя), поскольку по указанным основаниям участники закупки не отклонялись.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция содержит взаимоисключающие положения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Инструкция документации об Аукционе приводит подробное описание используемых в Техническом задании слов, знаков и символов, устанавливающих максимальные и (или) минимальные значения, и значения, которые не могут изменятся, а также порядок их указания участниками закупок в своих заявках.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Серегиной О.В. обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание по делу от 05.05.2017 N К-476/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 05.05.2017 N К- 476/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 12 мая 2017 г. N К-507-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017