Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, единой комиссией Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Единая комиссия), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт кровли здания ПФР по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, стр. 1 (номер извещения 0273100000117000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлен надлежащим образом срок действия государственного контракта, в связи с чем, не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, необходимой для обеспечения исполнения контракта.
2. Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 995 783,48 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.05.2017;
5) на участие в Аукционе подано 20 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 20 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона 10.05.2017;
8) победителем Аукциона признано ООО "ЗевсИнвестСтрой" с минимальным предложением о цене контракта 3 885 063,24.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом срок действия государственного контракта, в связи с чем, не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, необходимой для обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 4.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Работы выполняются в период с 1 июня 2017 г. по 17 августа 2017 г".
В пункте 4.4 проекта контракта документации об Аукционе установлен: "Заказчик в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения уведомления Подрядчика о готовности к сдаче результатов выполненных работ, обеспечивает приемку выполненных работ (их результатов) на соответствие их объема и качества требованиям, установленным Контрактом, включая проведение силами Заказчика экспертизы соответствия таких результатов на соответствие условиям Контракта, результаты которой отражаются в Акте о приемке выполненных работ (приложение N 4 к Контракту), подписание (утверждение) актов и справки, указанных в пункте 4.2 настоящего раздела, либо, в случае несоответствия объема и качества выполненных работ требованиям, установленным Контрактом, сведений, содержащихся в таких актах и справке, в тот же срок направляет в письменной форме мотивированный отказ от приемки выполненных работ (их результатов)".
В соответствии с пунктом 2.5 проекта контракта документации об Аукционе, установлено, что Заказчик осуществляет оплату выполненных работ в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (приложение N 4 к Контракту).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в проекте контракта документации об Аукционе установлен срок действия контракта, в соответствии с которым, возможно определить срок действия банковской гарантии, необходимой для обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ.
Согласно пункту 25 Информационной карты документации об Аукционе установлено, следующее: "Для выполнения работ согласно пунктам: 5, 8, 20 технического задания Подрядчик должен иметь свидетельство Саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по пункту 10.1. "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений", для выполнения работ согласно 15 пункту технического задания должен иметь допуск СРО по пункту 12.5. "Устройство оклеечной изоляции" и для выполнения работ согласно 18 пункту технического задания должен иметь допуск СРО по пункту 12.10. "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что участники закупки, которые соответствуют требованиям документации об Аукционе, в составе своих заявок на участие в Аукционе представили, в том числе, свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы по делу от 15.05.2016 N К-545/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 15 мая 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017