Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НТЦ ЕВРААС" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проектированию подсистемы обеспечения информационной безопасности Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ПОИБ ЕГИССО) (номер извещения 0273100000117000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 980 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
6) дата проведения Конкурса - 28.04.2017;
7) дата подведения итогов Конкурса - 28.04.2017;
8) победителем Конкурса признано ЗАО "ТЕХНОСЕРВЪ А/С" с предложением о цене контракта 9 481 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 28.04.2017 NПРО1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "6" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Конкурсе, по следующему основанию:
"Согласно п. 1.3.4 Раздела I "Инструкции участникам закупки" конкурсной документации сведения раздела III конкурсной документации в части сведений о качестве работ, услуг участник закупки должен подтвердить в составе своей заявки.
Также согласно п. 1.3.6 раздела I "Инструкции участникам закупки" конкурсной документации участник закупки подает заявку, которая отвечает требованиям настоящей конкурсной документации, включая все требования к работам, которые предполагается выполнять, указанные в разделе III конкурсной документации. В предложении о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки и иных предложений об условиях исполнения государственного контракта входящим в состав заявки ООО "НТЦ ЕВРААС" не отражены требования раздела III (Наименование и описание объекта закупки) конкурсной документации. На основании вышеизложенного Комиссия ПФР приняла решение не допустить к участию в конкурсе заявку ООО "НТЦ ЕВРААС", как несоответствующую требованиям, конкурсной документации и требованиям, установленным ч. 2 ст. 51 Закона".
В соответствии с пунктом 1.3. "Требования полноты представления информации" раздела I "Инструкции участникам закупки" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "1.3.4. Сведения раздела III конкурсной документации в части сведений о качестве выполняемых работ участник закупки должен подтвердить в составе своей заявки по форме 2. 1.3.6. Участник закупки подает заявку, которая отвечает требованиям настоящей конкурсной документации, включая все требования к выполняемым работам, которые предполагается оказывать, указанные в разделе III конкурсной документации".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что из "Инструкции участникам закупки" Конкурсной документации, не следует, что в составе заявки на участие в Конкурсе участнику закупки необходимо представить конкретные сведения в отношении раздела III "Наименование и описание объекта закупки (технические требования)" Конкурсной документации.
Также на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с "Инструкцией по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации в составе своей заявки на участие в Конкурсе представлены, в том числе, следующие документы: согласие на участие в Конкурсе, а также форма 2 "Заявка на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации".
На заседании Комиссии, установлено, что в Конкурсной документация не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся требования, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с Протоколом по указанному основанию отклонены также заявки других участников: ФГАНУ ЦИТиС, ООО "ИНФОРСЕР ИНЖИНИРИНГ", АО "НПО "ЭШЕЛОН".
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя, а также участников ФГАНУ ЦИТиС, ООО "ИНФОРСЕР ИНЖИНИРИНГ", АО "НПО "ЭШЕЛОН", нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия оценки - 30%), квалификация участников закупки (значимость критерия оценки - 70 %).
Кроме того, в Конкурсной документации оценка по критерию квалификация участников закупки осуществляется в соответствии со шкалой:
Критерий "Квалификация участника закупки" Максимальная оценка в баллах по показателю Значимость показателя Коэффициент значимости Максимальная оценка с учетом значимости показателя
1 Специалисты участника закупки, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли обучение на курсах и сдали экзамен по тематике:
"Техническая защита конфиденциальной информации" 100 баллов 5% 0,05 5
баллов
2 Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли обучение на курсах и сдали экзамен по тематике:
"Безопасность информационных технологий" 100 баллов 5% 0,05 5
баллов
3 Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли обучение на курсах и сдали экзамен по тематике:
"Защита персональных данных" 100 баллов 5% 0,05 5
баллов
4 Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли обучение на курсах и сдали экзамен по тематике:
"Аттестация объектов информатизации по требованиям безопасности информации" 100 баллов 10% 0,1 10
баллов
5 Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли обучение на курсах и сдали экзамен по тематике:
"Противодействие техническим разведкам и техническая защита информации"
100 баллов 5% 0,05 5
баллов
6 Специалисты участника конкурса, имеют высшее образование по одной из следующих специальностей:
- информационная безопасность;
- -комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;
- - информационная безопасность телекоммуникационных систем;
и стаж работы по данной специальности не менее 12 (двенадцати) месяцев
100 баллов 10% 0,1 10
баллов
7 Участник закупки имеет опыт проектирования, разработки, внедрения и сопровождения информационных систем для государственных заказчиков с 01.01.2014 года по дату вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, с минимальной ценой контракта/договора - 2 000 000,00 руб. 100 баллов 60% 0,6 60
баллов
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки", учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НТЦ ЕВРААС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.05.2017 по делу N К - 546/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 15 мая 2017 г. N К-546-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017