Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия Управления Cудебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) запроса предложений на право заключения государственного контракта на завершение строительства здания Московского районного суда г. Санкт-Петербурга (номер извещения 0172100008117000049) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в размещении Заказчиком в составе документации о проведении Запроса предложений не в полном объёме проектно-сметной документации, в которой отсутствуют локальные сметные расчеты, что не позволяет составить заявку на участие в Запросе предложений.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 05.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 650 539 423,87 рубля;
4) на участие в Запрос предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок участников - 11.05.2017;
6) дата вскрытия конвертов с окончательными предложениями, открытия доступа к электронным документам окончательных документов участников -12.05.2017;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "СОЮЗСТРОЙ" с минимальным предложением о цене контракта 643 786 321, 82 рубль.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в размещении Заказчиком в составе документации о проведении Запроса предложений не в полном объёме проектно-сметной документации, в которой отсутствуют локальные сметные расчеты, что не позволяет составить заявку на участие в Запросе предложений.
Пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Заказчиком в ЕИС размещена вся необходимая информация для оценки участниками объемов работ и формирования участниками предложениями в Запросе предложений.
Также, представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС исключительно в отношении незавершенного на момент размещения извещения о Запросе предложений объема работ по строительству здания Московского районного суда г. Санкт-Петербурга, кроме того, в Приложении N1 к Техническому заданию документации о проведении Запроса предложений "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации о проведении Запроса предложений представлен сметный расчет стоимости строительства.
Вместе с тем, Заказчиком не размещены в ЕИС локальные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительства.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию не в полном объеме нарушают пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
Пунктом 16 Информационной карты запроса предложений установлено: "Для оценки заявок заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Законом, Порядком оценки заявок, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации о проведении Запроса предложений установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений: цена контракта (значимость критерия - 60 %), квалификация участников закупки (значимость критерия - 40 %) (далее - Критерий N 2).
В отношении Критерия N 2 предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами.
4) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличии помещения.
Сумма величин значимости показателей оценки по Критерию N 2 равна 100%.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 1) заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 100 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 60 баллов
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 60 баллов
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 35 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 35 баллов
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 25 баллов
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников -10 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - 3 сотрудника и более; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников -10 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 10 баллов
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 0 баллов
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличия строительных машин" (далее - Показатель N 3) заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Сварочный аппарат - 2 шт. и более; Электростанция дизельная - 3 шт. и более; Блок-контейнер - 2 шт. и более; Электрическая лебедка - 1 шт. и более; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более 100 баллов
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - 3 шт. и более; Блок-контейнер - 2 шт. и более; Электрическая лебедка - 1 шт. и более; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более 60 баллов
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - менее 3 шт.; Блок-контейнер - менее 2 шт.; Электрическая лебедка - отсутствует; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более 10 баллов
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - менее 3 шт.; Блок-контейнер - менее 2 шт.; Электрическая лебедка - отсутствует; Агрегат штукатурный - менее 2 шт. 0 баллов
Комиссия установила, что порядки оценки заявок по Показателю N 1 и Показателю N 2 не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о Запросе предложений не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по Показателям N1-2, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанным показателям возможна количественная оценка.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличии помещения" (далее - Показатель N 3) заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
"Наличие - 100 баллов;
Отсутствие или не предоставление подтверждающих документов - 0 баллов".
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, обосновывающих потребность Заказчика в наличии у участника Запроса предложений помещения. Таким образом, порядок оценки заявок по Показателю N 3 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку оценка наличия помещения не свидетельствует о лучшем условии исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших в документации о проведении Запроса предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
В соответствии с Приложением N 1 к протоколу N 1-1 от 11.05.2017 заявка ООО "Капитал индустрия" с порядковым номером 2 признана Единой комиссией, соответствующей требованиям документации о проведении Запроса предложений.
Согласно пункту 13 "Требования к составу заявки на участие в запросе предложений" Информационной карты документации о Запросе предложений Заявка, представленная участником закупки, должна содержать следующие документы: а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица).
Вместе с тем, в ходе проведения Комиссией внеплановой проверки документов, составленных Заказчиком в результате проведения Запроса предложений, предоставленных на заседание Комиссии представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки с порядковым номером 2, в том числе, представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная из Федеральной налоговой службы России в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью и распечатанная на бумажном носителе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Единой комиссией неправомерно принято решение о допуске участника с порядковым номером 2 к участию в Запросе предложений, что нарушает часть 10 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.05.2017 по делу N К-544/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 15 мая 2017 г. N К-544-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017