Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действияФКУ "ЦХиСО МВД по Карачаево-Черкесской Республике"(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку и установку двух сборно-разборныхбыстровозводимых утепленных сооружений, с размещением в них служебных помещений для нужд ФКУ "ЦХиСО МВД по Карачаево-Черкесской Республике"(номер извещения 0879100000517000030) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в извещении о проведении Аукциона от 20.04.2017 N ИИ1 (далее - Извещение) код ОКПД 2, не соответствующий объекту закупки;
2) не установившего в документации об Аукционе требования к участникам Аукциона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
3) установившего в информационной карте документации об Аукционе противоречивые требования в отношении участников закупки, нарушающие положения Закона о контрактной системе;
4) не установившего в составе документации об Аукционе размещенной на Официальном сайте, объемов выполняемых работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленных при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупокна сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 14.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.05.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 10.05.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7)дата проведения Аукциона - 15.05.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1.Согласно доводужалобы Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки в извещении указан код ОКПД 2 43.99.50.110 "Работы по монтажу стальных каркасов зданий, требующие специальной квалификации" не соответствующий предмету закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается в том числе информация в отношении каждой закупки о наименовании и описании объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в план-график.
При этом код ОКПД2 в указанном перечнеотсутствует.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о включении информации о коде ОКПД 2 в план-график, следовательно, указание кода ОКПД 2 в извещении о проведении закупки Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Техническое задание документации об Аукционе включает в себя следующие строительные работы по возведению лестничной клетки, установки межэтажного перекрытия путем монтажа железобетонных плит и так далее.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования в соответствии с Постановлением N 99.
Согласно документации об Аукционе объект закупки определен по коду ОКПД 2 43.99.50.110 "Работы по монтажу стальных каркасов зданий, требующие специальной квалификации".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с Постановлением
N 99, нарушают часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3.Согласно доводу жалобы, Заказчиком в пункте 25 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам Аукциона, которым может являться физическое лицо, что не соответствует положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
"О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии сподпунктом 6 пункта 25 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены единые требования к участникам Аукциона согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающиеотсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
Согласно части 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены в том числе Законом о государственном оборонном заказе.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Пунктом 1.6 документации об Аукционе установлено, что к участию в Аукционе "В связи с тем, что финансирование закупки проводится по Гособоронзаказу, и на основании Федерального закона от 29.12.2012
N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в настоящем открытом аукционе в электронной форме, может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала".
Представители Заказчика пояснили, что финансирование государственного контракта на выполнение работ, являющихся объектом закупки, осуществляется за счет средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа, в связи с чем установление указанных требований к участникам Аукциона соответствует Закону о государственном оборонном заказе.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что в подпункте 6 пункта 25 информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренныечастью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4.Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно документации об Аукционе предметом государственного контракта является поставка и установка двух сборно-разборныхбыстровозводимых утепленных сооружений, с размещением в них служебных помещений для нужд ФКУ "ЦХиСО МВД по Карачаево-Черкесской Республике".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе предусмотрено выполнение строительных и монтажных работ:
- Водоснабжение горячее и холодное: Внутренняя разводка водоснабжения должна быть выполнена в соответствии с СП 31.13330.2012 и СП 30.13330.2012 из полипропиленовых труб.
- Канализационная система должна быть выполнена в соответствии с СП 32.13330.2012 и СП 30.13330.2012 из полиэтиленовых труб диаметром 110 мм и 50 мм.
Системы канализации, отопления и холодного водоснабжения должны быть выведены из сооружения на расстояние 10 см от границы сооружения и в соответствии с СП 131.13330.2012, заглушены и заизолированы.
При этом Заказчиком в части 2 "Техническое задание на поставку и установку двух сборно-разборных быстровозводимых утепленных сооружений, с размещением в них служебных помещений для нужд ФКУ "ЦХиСО МВД по Карачаево-Черкесской Республике" документации об Аукционе не установлены объемы выполняемых работ по установку двух сборно-разборных быстровозводимых утепленных сооружений.
Таким образом, участнику закупки не представляется возможным определить, в каком объеме необходимо выполнить работы, какие материалы и оборудование закупать, следовательно, невозможно сформировать предложение о цене контракта.
В связи с изложенным действия Заказчика, не установившего надлежащим образом объем выполняемых работ, не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5.Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в документации об Аукционе установлен перечень основных материалов и оборудования, по которым необходимо предоставить в составе заявки на участие в Аукционе конкретные показатели. При этом указанный перечень содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе "Инженерные системы" технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Для внутреннего освещения складского помещения должны применяться светодиодные светильники подвесные, в количестве 18 штук. Мощность, Вт: от 40 до 50; Рабочее напряжение, В: 176_264; Световой поток, лм: от 3200 до 4000; Цветовая температура, К: от 4700 до 6500".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в пункте 9 "Технические характеристики эмали для окраски металлоконструкций" документации об Аукционе установлено:
"условная вязкость по вискозиметру тип ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5) °С, с: 80-120;
степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру тип ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5) °C, %: 20;
массовая доля нелетучих веществ, %: 57-66;
степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру тип ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5) °C, %: 20;
степень перетира, мкм: 25;
укрывистость высушенной пленки, г/м2: 80-100;
время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С, ч: 24;
эластичность пленки при изгибе, мм: 1;
прочность пленки при ударе по прибору тип У-1, см: 40;
адгезия пленки, баллы: 1;
стойкость покрытия при температуре (20_2)°С к статическому воздействию воды, ч: 2;
стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, мин: 15;
стойкость покрытия при температуре (20_2)°С к статическому воздействию трансформаторного масла, ч: 24".
Комиссией установлено, что в Перечне основных материалов и оборудования документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
7. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в документации об Аукционе установлен код ОКПД2 43.99.50.110 "Работы по монтажу стальных каркасов зданий, требующие специальной квалификации".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Заказчиком в документации об Аукционе, установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено в документации обАукционе требование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" обоснованнойв части не размещенияпроектной документации, не установления требований в соответствии с Постановлением N 99.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2017 г. N КГОЗ-112/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017