Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2017 г. N П-44/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-44/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
16.05.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы управления закупочной деятельностью Минэкономразвития России на базе готового программного и аппаратного обеспечения (номер извещения 0173100008615000106) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 19.10.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 335 810 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) минимальное предложение о цене контракта - 7 900 000 рублей;
6) победителем Конкурса признано ООО "Центр программных решений" с предложением о цене контракта 8 335 810 рублей;
7) 02.12.2015 Заказчиком с ООО "Центр программных решений" заключен контракт N ГК-215-ИР/Д21 на сумму 8 335 810 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- "Цена контракта" (значимость критерия 30%),
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия 60%),
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 10%).
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется по показателям "Качество выполняемой работы", "Качество используемой методологии выполнения работы".
Баллы по показателю "Качество выполняемой Работы" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присваиваются в следующем порядке:
"Более высокий балл соответствует более высокому качеству выполняемой Работы.
Баллы по показателю "Качество выполняемой работы" выставляются следующем образом:
Участник конкурса может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным характеристикам.
Комиссия оценивает наличие предложений, улучшающих качественные и количественные характеристики объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на:
- наличие и качество предложений, содержащих проработку пунктов Технического задания;
- наличие и качество предложений, содержащих описание интерфейсов и макеты экранных форм;
- наличие и качество дополнительных предложений участника закупки".
При этом оценке по указанному показателю подлежит дополнительное предложение участника закупки* требований Технического задания, не более 3 баллов, содержащих проработку пунктов Технического задания, улучшающих перечень оказываемых услуг.
"*Дополнительные предложения участников закупки, должны относиться к требованиям, изложенным в конкурсной документации, а так же учитывать особенности работы заказчика в области, связанной с предметом конкурса и регламентированные нормативными документами Заказчика по теме конкурса. Ссылки на перечень нормативных документов приведены в конкурсной документации".
По показателю "Качество используемой методологии выполнения работы" оценке подлежит количество обоснованных методов в отношении объекта закупки.
Обоснованность применения метода, в соответствии с Конкурсной документацией "определяется по влиянию практического результата от его использования на улучшение потребительских свойств товаров, работ или услуг, относящихся к требованиям, изложенным в конкурсной документации, а также учитывающим особенности работы заказчика в области, связанной с предметом конкурса и регламентированных нормативными документами Заказчика по теме конкурса".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссии и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках в отношении технологии производства работ, контроля качества.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что документы о приемке выполненных работ, предусмотренных контрактом, направлены Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с нарушением регламентированного срока.
Так, например, согласно сведениям из ЕИС, акт приемки выполненных работ от 21.12.2015 N 01АП-555/Д21 размещен в ЕИС 04.02.2016, акт приемки выполненных работ от 21.12.2015 N АП-554/Д21 размещен в ЕИС 09.02.2016, то есть позднее трех рабочих дней с даты принятия выполненных работ.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе установлен порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что отчет об исполнении контракта от 02.12.2015 N ГК-215-ИР/Д21 не размещен в ЕИС.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 11 статьи 94 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 11 статьи 94, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса заключен контракт предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2017 г. N П-44/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017