Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) представители Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге на заседание Комиссии не явились, представили письменные возражения, представители ООО "Регион-строй" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Регион-строй" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Единой комиссией Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Единая комиссия) запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства здания Московского районного суда г. Санкт-Петербурга (номер извещения 0172100008117000049) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в Запросе предложений.
2. Заказчиком в документации о закупке о сроках и размере аванса установлена ссылка на проект контракта, в котором отсутствует упоминание о размере аванса и сроков его получения.
Заказчик в письменных возражениях по жалобе от 17.05.2017 N УСД-9/1631 (далее - Письменные возражения) не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 05.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 650 539 423,87 рубля;
4) на участие в Запрос предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок участников - 11.05.2017;
6) дата вскрытия конвертов с окончательными предложениями, открытия доступа к электронным документам окончательных документов участников - 11.05.2017;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "СОЮЗСТРОЙ" с минимальным предложением о цене контракта 643 786 321, 82 рубль.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в Запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса предложений.
На заседании Комиссии установлено, что 05.05.2017 в 19 часов 00 минут Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении Запроса предложений и документацию о закупке, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений установлена на 11.05.2017 до 10 часов 00 минут.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Также, согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году", на следующий день после объявления закупки 06.05.2017 наступают официальные праздничные и выходные дни, а именно с 06.05.2017 по 09.05.2017 года.
Следовательно, Заказчик, установив срок подачи заявок с 05.05.2017 по 11.05.2017, необоснованно сократил количество участников закупки в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Запросе предложений, не соответствуют статье 8 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке о сроках и размере аванса установлена ссылка на проект контракта, в котором отсутствует упоминание о размере аванса и сроков его получения.
В подпункте 1 пункта 4 Раздела 1 документации о проведении Запроса предложений Заказчиком установлено следующее: "Сроки и порядок оплаты, а также порядок и размер авансирования установлены в пункте 3 части IV документации (проект контракта)".
Вместе с тем, в пункте 3 части IV документации о проведении запроса предложений отсутствует положение о сроках и порядке оплаты, а также порядок и размер авансирования.
Также, Заказчик в Письменных возражениях пояснил, что документацией о проведении Запроса предложений авансирование не предусмотрено.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
3. В соответствии с пунктом 2 частью 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении Запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Заказчик в Письменных возражениях пояснил, что проектно-сметная документация опубликована в ЕИС в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о проведении Запроса предложений.
Вместе с тем, проектно-сметная документация размещена в ЕИС в отношении незавершенного на момент размещения извещения о Запросе предложений объема работ по строительству здания Московского районного суда г. Санкт-Петербурга.
Также, Заказчик в Письменных возражениях пояснил, что объектные и локальные сметы в ЕИС не размещены.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию не в полном объеме, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
Пунктом 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено: "Для оценки заявок заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Законом, Порядком оценки заявок, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации о Запросе предложений установлены следующие критерии оценки заявок на участие в запросе предложений: цена контракта (значимость критерия - 60 %), квалификация участников закупки (значимость критерия - 40 %) (далее - Критерий N 2).
В отношении Критерия N 2 предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (Показатель N 1);
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами (Показатель N 3).
4) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличии помещения.
Сумма величин значимости показателей оценки по Критерию N 2 равна 100%.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 1) Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 100 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 60 баллов.
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 60 баллов.
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 35 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 35 баллов.
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур- 3 сотрудника и более; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 25 баллов.
Бетонщик - 3 сотрудника и более; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - 3 сотрудника и более; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - 5 сотрудников и более; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - 5 сотрудников и более; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 10 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - 15 сотрудников и более - 10 баллов.
Бетонщик - менее 3 сотрудников; Штукатур - менее 3 сотрудников; Электрик - менее 5 сотрудников; Сантехник - менее 5 сотрудников; Сотрудники с высшим инженерно-строительным образованием - менее 15 сотрудников - 0 баллов.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличия строительных машин" (далее - Показатель N 3) Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Сварочный аппарат - 2 шт. и более; Электростанция дизельная - 3 шт. и более; Блок-контейнер - 2 шт. и более; Электрическая лебедка - 1 шт. и более; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более - 100 баллов.
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - 3 шт. и более; Блок-контейнер - 2 шт. и более; Электрическая лебедка - 1 шт. и более; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более - 60 баллов.
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - менее 3 шт.; Блок-контейнер - менее 2 шт.; Электрическая лебедка - отсутствует; Агрегат штукатурный - 2 шт. и более - 10 баллов.
Сварочный аппарат - менее 2 шт.; Электростанция дизельная - менее 3 шт.; Блок-контейнер - менее 2 шт.; Электрическая лебедка - отсутствует; Агрегат штукатурный - менее 2 шт - 0 баллов.
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 и Показателю N 3 не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о Запросе предложений не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по Показателям N1-3.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличии помещения" (далее - Показатель N 3) Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов: "Наличие - 100 баллов; Отсутствие или не предоставление подтверждающих документов - 0 баллов".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о проведении Запроса предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, учитывая, что контрольным органом выдано предписание по делу от 15.05.2017 N К-544/17 о внесении изменений в документацию о проведении Запроса предложений (далее - Предписание), а также факт продления сроков подачи заявок на участие в запросе предложений в связи с исполнением Предписания, Комиссия приходит к выводу о том, что предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Регион-строй" обоснованной в части сокращения Заказчиком срока подачи заявок на участие в запросе предложений.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.05.2017 N К-544/17 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 15.05.2017 N К-544/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанному нарушению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 17 мая 2017 г. N К-577-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017