Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПТ Сервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах (номер извещения 0173100007717000162) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании Конкурсной документации установлены излишние требования о наличии у участника закупки трудовых ресурсов;
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям;
3. В Конкурсной документации отсутствуют положения о необходимости заключения контракта в соответствии с условиями, предложенными участником закупки и положениями Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 000 000 рублей;
4) дата окончания заявок на участие в конкурсе - 25.05.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, в техническом задании Конкурсной документации установлены излишние требования о наличии у участника закупки трудовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в техническом задании Конкурсной документации установлены следующие требования к оказанию услуг, например:
"Качественные характеристики выступлений церковных хоровых коллективов (не менее 2 и не более 3):
- каждое выступление должно состоять из не менее 8 и не более 12 произведений - ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a'cappella, духовной музыки;
- хоровой коллектив должен обладать обширной гастрольной практикой, как на территории России, так и за её пределами;
Качественные характеристики выступлений детского хорового коллектива:
- участником каждого выступления должен стать церковный детский хоровой коллектив, пропагандирующий российскую музыкальную духовную традицию и исполнительскую школу, вокальный российский фольклор;
- коллектив должен быть широко известен как в России, так и за рубежом, иметь опыт гастрольной практики;
Качественные характеристики выступлений вокально-инструментального коллектива:
- коллектив должен состоять не менее, чем из 11 и не более 15 участников, в том числе музыкантов - не менее 7 и не более 9 человек и солистов - не менее 4 и не более 6 человек;
- в концерте должен принять участие коллектив, получивший признание, как в России, так и за ее пределами;
Качественные характеристики концерта инструментального коллектива:
- общее количество участвующих в концерте - не менее 25 и не более 35 человек;
- все исполнители концерта должны иметь опыт участия в российских и международных музыкальных концертах, конкурсах и смотрах;
Качественные характеристики выступления фольклорного хореографического ансамбля:
- участником выступления должен стать известный национальный российский фольклорный хореографический коллектив, пропагандирующий танцевальный российский фольклор;
- коллектив должен быть лауреатом российских и международных конкурсов, фестивалей, обладающий собственной техникой и уникальной методой творческой интерпретации фольклора, сочетающий в своих постановках все виды танцев - хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев, драматургию и актёрское мастерство".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объект закупки описан в техническом задании Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика и особенностями предмета закупки с целью надлежащего оказания услуг по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В Конкурсной документации установлены, в том числе следующие критерии оценки заявок:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1) - значимость критерия: 25 %,
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2) - значимость критерия: 15 %,
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Качество услуг" (далее - Показатель N 1), в соответствии с которым, установлен следующий порядок оценки:
"100 баллов - в составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п. 5.1, 5.2.1.-5.2.11., 5.2.13.-5.2.15. Технического задания. При этом надлежащим (для целей оценки заявок в соответствии с настоящей шкалой оценки) указанием способа исполнения обязательств", в том числе, "будет являться одновременное соблюдение в заявке участника конкурса совокупности следующих условий:
1) указание в предложении о качестве услуг наименований коллективов, привлекаемых в качестве церковных хоровых коллективов, детского хорового коллектива, вокально-инструментального коллектива, инструментального коллектива, фольклорного хореографического ансамбля для проведения выступлений;
2) представление в составе заявки копий документов, подтверждающих наличие выраженного согласия соответствующего коллектива на участие в проведении выступлений церковной хоровой музыки, детской хоровой музыки, вокально-инструментальной музыки, инструментальной музыки, фольклорного хореографического выступления в рамках государственного контракта, заключаемого по итогам настоящего конкурса (документы составляются в свободной форме и должны быть подписаны от имени привлекаемых коллективов".
В рамках Критерия N 2 установлен показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2), в соответствии с которым, установлен следующий порядок оценки: "Лучшим условием исполнения контракта по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя. В рамках данного показателя учитываются государственные контракты, заключенные и исполненные в период с 01 января 2014 г. до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (включительно), стоимость оказания услуг по которым (по каждому контракту) составляет не менее 15 000 000 рублей".
По мнению Заявителя по Показателю N 1 неправомерно оценивается наличие в составе заявки выраженного согласия соответствующего коллектива, а в отношении порядка оценки заявок по Показателю N 2 неправомерно установлены условия оценки заявок о рассмотрении исключительно государственных контрактов со стоимостью оказания услуг по которым (по каждому контракту) составляет не менее 15 000 000 рублей для присвоения баллов.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе установлен в Конкурсной документации с учетом особенностей предмета закупки с целью выбора наиболее квалифицированного исполнителя для оказания услуг по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах и позволяет выявить лучшее условия исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя в Конкурсной документации отсутствуют положения о необходимости заключения контракта в соответствии с условиями, предложенными участником закупки и положениями Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Согласно форме 2 "Заявка на участие в Конкурсе", которая заполняется участником закупки в соответствии с пунктом 3.4.1.2 Конкурсной документации, предусмотрено, в том числе следующее положение: "Мы согласны оказать услуги в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях, которые мы представили ниже в предложении об объекте закупки".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в Конкурсе, поданной участником Конкурса, с которым заключается контракт, в Конкурсной документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу положений части 5 указанной статьи Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. N 471-р.
В Перечень включены работы, включенные в группировки 68 "Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственных или арендованных нежилых помещений: услуги по сдаче в аренду (внаем) промышленных, коммерческих или прочих нежилых зданий или помещений их владельцами или арендаторами другим лицам: производственных и административных зданий и складских помещений театров, дворцов съездов, выставочных залов и зданий многоцелевого назначения, являющихся в основном нежилыми, помещений сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения и аналогичных им помещений" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах, при этом в пункте 5 Технического задания Конкурсной документации предусмотрены, требования к качеству оказания услуг, например:
"Исполнитель должен обеспечить площадки для подготовки и проведения мероприятий в сроки, согласно графику проведения мероприятий
Требования к площадкам:
а) для проведения мероприятий диалогового формата необходимы помещения, площадью не менее 60 и не более 120 м2, оборудованные мебелью, техническим оборудованием и санузлами для зрителей и участников.
б) для проведения выставочных проектов необходимы помещения, расположенные в центральных частях городов Республики Болгария. Помещения должны быть площадью не менее 100 не более 150 м2, иметь открытый доступ для посещения и осмотра выставки зрителями.
в) для проведения мастер-классов необходимы площадки, предназначенные для проведения подобного рода культурных мероприятий. Площадки должны находиться в центральных частях столицы/города Республики Болгария. Площадки должны иметь открытый доступ для посещения участников мероприятия и иметь площадь не менее не 60 и не более 100 м2.
г) для проведения выступлений церковных хоровых коллективов необходимы площадки, предназначенные для проведения подобного рода культурных мероприятий. Площадки должны находиться в центральных частях столицы/города Республики Болгария. Площадки должны иметь сцену и зрительный зал вместимостью не менее 200 и не более 300 зрительских мест, зрительское фойе, оборудованные санузлы для зрителей и участников, оборудованные гримерные комнаты для участников выступлений".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в предмет контракта включены товары (услуги), включенные в Перечень, закупка которых осуществляется путем проведения Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в техническом задании Конкурсной документации товары (услуги, работы), включенные в Перечень, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПТ Сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.05.2017 по делу N К - 575/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 17 мая 2017 г. N К-575-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017