Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО Фирма "АС" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Управление делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение в 2017 году работ по переводу фондов Архива Президента Российской Федерации в электронный вид (номер извещения 0173100011517000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика:
1. Конкурсная комиссия нарушила порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе, а именно: победителем Конкурса признан участник, не соответствующий квалификационным требованиям, установленных в Конкурсной документации, ввиду отсутствия в составе заявки документа "список персонала с допуском по форме номер 3".
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 464 500 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) на участие в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "НПО Опыт" с предложением о цене контракта 7 956 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе, а именно: победителем Конкурса признан участник, не соответствующий квалификационным требованиям, установленных в Конкурсной документации, ввиду отсутствия в составе заявки документа "список персонала с допуском по форме номер 3".
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 11.05.2017 N ПРО1 заявка участника с порядковым номером "2" (Победителя) признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также Закона о контрактной системе.
Пунктом 19 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование: "В соответствии с характером информации, содержащейся в фондах Архива Президента Российской Федерации, у Участника закупки необходимо наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Пунктом 6.3.1 Технических требований Конкурсной документации установлено: "С целью обеспечения безопасности информации Исполнителем должны быть представлены следующие документы:
- копия действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- список персонала с допуском по форме номер 3".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки участнику закупки необходимо предоставить только действующую лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требование о предоставлении списка персонала с допуском по форме номер 3 установлено в Технических требованиях к исполнителю в связи с тем, что данные сведения необходимы только в отношении участника закупки, признанного победителем Конкурса.
Кроме того, представители Заявителя на заседание Комиссии не представили доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно оценивается в рамках критерия "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" исключительно показатель "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг аналогичных предмету конкурса".
Вместе с тем, Заявитель считает, что в рамках показателя "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг аналогичных предмету конкурса" Заказчиком в Конкурсной документации не установлено предельное значение.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий N 1 "Цена контракта": значимость критерия - 60 %;
- Критерий N 2 "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация Участника закупки): значимость критерия - 40% (далее - Критерий N 2).
В рамках Критерия N 2 установлен показатель "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных предмету конкурса".
В рамках показателя "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных предмету конкурса" Критерия N 2 оцениваются "копии контрактов с копиями актов выполненных работ, оказанных услуг по этим контрактам, заключенных в 2013-2016 годах на сумму не менее 3 млн. руб., с указанием номера реестровой записи контракта, присвоенного при регистрации государственного контракта на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (на сайте http://www.zakupki.gov.ru), исполненных в срок и без применения штрафных санкций".
В рамках оценки показателя установлено, в том числе следующее: "Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику конкурса, который не представил подтверждающие документы.
В заявке, в которой представлено наибольшее количество контрактов, из числа всех поступивших заявок, присваивается - 100 баллов, остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества контрактов, удовлетворяющих критерию, в заявке".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с потребностями Заказчика в рамках Критерия N 2 установлен единственный показатель "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных предмету конкурса", оценка которого производится на основании представления наибольшего количества контрактов из числа всех поступивших заявок, что не противоречит требованиям Правил оценки заявок, а также Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки, не нашел своего подтверждения.
3. В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
В рамках Критерия N 2 установлен показатель "Количество контрактов на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных предмету конкурса".
В соответствии с Конкурсной документацией сведения предоставляются в соответствии с Формой N 6, приведенной в части IV "Образцы форм и инструкция по оформлению заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации. Указанные сведения подтверждаются копиями заключенных контрактов и актов выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно форме N 6 Конкурсной документации опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, аналогичных предмету Конкурса "подтверждается копиями исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, с копиями актов выполненных работ, оказанных услуг по этим контрактам, заключенных в 2013-2016 годах на сумму не менее 3 млн. руб., с указанием номера реестровой записи контракта, присвоенного при регистрации контракта на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (на сайте http://www.zakupki.gov.ru), исполненными в срок и без применения штрафных санкций.
При отсутствии сведений об услугах сопоставимого характера и объема, подтвержденных приложенными документами за указанный период, по данному показателю будет присвоено 0 баллов".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость, аналогичность имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ, оказанию услуг, связанного с предметом осуществляемой закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все представленные в заявке участников Конкурса исполненные контракты для целей оценки по Критерию N 2 Конкурсной комиссией принимались как аналогичные предмету Конкурса.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Фирма "АС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 22.05.2017 по делу N К-609/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 22 мая 2017 г. N К-609-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2017