На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "АМР групп" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГНЦ ФГУП "Исследовательский центр имени М.В. Келдыша" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования электронной нормативно-правовой базы (номер извещения 0573100006617000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе.
2. Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу первой части заявки.
3. Заказчиком надлежащим образом не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что "заявка на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника Аукциона - юридического лица (в том числе на регистрацию на электронных аукционах)", а именно положение "в том числе на регистрацию на электронных аукционах", что нарушает часть 2 статьи 60 Закона о контрактной системе.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 20.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 421 164, 81 рубля;
3) на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе предусмотрена дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "Дата окончания предоставления разъяснений: "25" мая 2017 года, при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе поступил Заказчику не позднее "24" апреля 2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 28.04.2016.
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что при указании даты окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, а именно: пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к первой части заявки о предоставлении конкретных показателей, вместе с тем, объектом закупки является оказание услуг по обеспечению функционирования электронной нормативно-правовой базы, что подразумевает наличие только согласия на оказание вышеуказанных услуг.
Кроме того, в техническом задании документации об Аукционе отсутствуют показатели товаров, используемые при оказании услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе, "Первая часть заявки на участие в Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Вместе с тем, пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки участником Аукциона, согласно которой установлено, в том числе, что "Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей Документацией, которое может быть указано им в виде следующего текста: "Изучив документацию об электронном аукционе (извещение N_______ от " " _______ 2017 г.), подтверждаем свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе".
Кроме того, Комиссией установлено, что раздел "Описание объекта закупки" документации об Аукционе не содержит сведений о показателях товаров, используемых при оказании услуг по обеспечению функционирования электронной нормативно-правовой базы.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком надлежащим образом не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, а именно: Заказчиком в документации об Аукционе, проекте государственного контракта установлено положение о том, что "в случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, в соответствии со ст. 224, 226, 228 Налогового кодекса РФ, Заказчик в качестве налогового агента удержит подоходный налог в размере 13% от суммы, подлежащей оплате по настоящему Контракту, и перечислит в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе", однако контракт может быть заключен с нерезидентом Российской Федерации, в связи с чем подоходный налог составит 30 %.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с частью первой статьи 224 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, в соответствии со ст. 224, 226, 228 Налогового кодекса РФ, Заказчик в качестве налогового агента удержит подоходный налог в размере 13% от суммы, подлежащей оплате по настоящему Контракту, и перечислит в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе".
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что указание на один из случаев удержания и перечисления подоходного налога в размере 13 % не снимает обязанности с Заказчика по удержанию и перечислению этого налога в иных случаях, в том числе с нерезидентов Российской Федерации. Кроме того, пунктом 2.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что контракт будет заключен с физическим лицом соответствии со статьями 224, 226, 228 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеет высшую юридическую силу по отношению к документации об Аукционе.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что "заявка на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника Аукциона - юридического лица (в том числе на регистрацию на электронных аукционах)", а именно положение "в том числе на регистрацию на электронных аукционах", что нарушает часть 2 статьи 60 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Согласно части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 7 частью 2 статьи 62 Закона о контрактной системе в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе.
Инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, что "Заявка на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника Аукциона - юридического лица (в том числе на регистрацию на электронных аукционах)".
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что подача заявок на участие в Аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке, в связи с чем положение инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречит Закону о контрактной системе и, кроме того, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 23.05.2017 N ВП-214/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 23 мая 2017 г. N ВП-214-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017