На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ПТЦ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик), при проведении аукционной комиссией Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий (номер извещения 0172100008117000048) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей необоснованное решение об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных возражениях от 24.05.2017 N УСД-9/1702 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 29 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 15.05.2017.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию при заключении контракта на поставку товара согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) если такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.05.2017 N 0172100008117000048-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером "8" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки не предоставил информацию о товарных знаках предлагаемых для поставки товаров или информацию об отсутствии товарных знаков.
Согласно документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
При этом, Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную Заказчиком, установила, что участником в составе заявки на участие в Аукционе указана страна происхождения товаров без указания наличия товарного знака.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что участнику закупки с порядковым номером заявки "7" отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.
Также, на заседании Комиссии установлено, что участникам закупки с порядковыми номерами заявок "3", "4", "5" отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а именно: "Указанный в пунктах "1" и "19" товарный знак в таблице "Наименование и характеристики предлагаемых для поставки товаров" не является производителем товаров и не производит (реализует) товары под своим товарным знаком, а является торговым домом, который согласно выписке из ЕГРЮЛ и представленному ассортименту продукции, осуществляет деятельность по реализации продукции, произведенной под другими товарными знаками", а также в связи с тем, что указанные в пунктах 36, 47, 50, 62, 67 характеристики не соответствуют официальным данным завода изготовителя и требованиям документации об электронном аукционе".
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих правомерность отказа Заявителю и участникам закупки с порядковыми номерами "3", "4", "5", "7".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Аукционная комиссия необоснованно приняла решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Аукционе, а также участникам закупки с порядковыми номерами "3", "4", "5", "7" и "8", в связи с чем, действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной, системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, предметом контракта является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий.
В соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе необходимо оказать услуги по комплексному обслуживанию зданий в 26 (двадцати шести) судах города Санкт-Петербург.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по 26 разным адресам города Санкт-Петербург.
Также, Комиссия приходит к выводу о том, что документация об Аукционе не содержит указаний на наличие какой - либо обоснованной технологической и (или) функциональной взаимосвязи в отношении необходимости проведения единой закупки на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по 26 различным адресам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об оказании услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по разным адресам города Санкт - Петербурга, ограничивают количество участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результат определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на участие в Аукционе подано 7 (семь) заявок.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ряде пунктов Таблицы N 1 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, так, например:
Пункт 14: "Средство для промывки. Плотность при 20°С, г/см3 от более 0,97 до не более 1,03. Водородный показатель pH рабочего раствора: от не менее 1 до менее 5,5";
Пункт 17: "Сталь листовая. Максимальное временное сопротивление стали, Н/мм2 (кгс/ мм2), менее 500 (менее 50). Минимальный предел текучести стали, Н/мм2 (кгс/ мм2), менее 247 и более 236 (не более 26). Относительное удлинение стали более 20 %. Ударная вязкость KCU, Дж/см2 (кгс м/см2) после механического старения менее 30 (не менее 3)";
Пункт 21: "Сталь листовая. Предел текучести свыше 550, H/мм2, временное сопротивление свыше 655 Н/мм2 относительное удлинение не более 15%. Ударная вязкость KCU, Дж/см2";
Пункт 25: "Раствор готовый. Максимальная связность составляющих свежеприготовленной смеси при вибрационных воздействиях должна быть менее 10%. Максимальная массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе (% по массе) менее 4,1. Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 28 суток, МПа (кгс/см2), менее 56,0 (менее 63)";
Пункт 47: "Смесь сухая. Прочность при сжатии через 28 суток, МПа, менее 8 и более 4. Минимальный предел прочности при отрыве, МПа, более 0,34".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта "б" части 1 документации об Аукционе установлено, что участник закупки должен предоставить лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и согласно "Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений", указанным в Положении "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1225.
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий.
В подпункте 1 пункте 17 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 18.05.2017 N К-595/17 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 18.05.2017 N К-595/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 24 мая 2017 г. N ВП-244-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017