На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Служба эксплуатации и ремонта" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВПО "Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции, реставрации с частичным новым строительством и приспособлением к современным функциональным и инженерно-техническим требованиям комплекса зданий ФГБОУ ВПО "Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского" по адресам: Б. Никитская ул., д. 13/6, стр. 1, д. 11/4, стр. 1,2; М.Кисловский пер., д. 12/8, стр. 2; Ср. Кисловский пер., д. 3, стр. 1, 1А, 2, 3, 4, в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды, г. Москвы", а именно: строительство тепловых сетей к ЦТП-3 и к ИТП-2 по адресам: г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 13/6, стр. 1, д. 11/4, стр. 1, 2 (номер извещения 0373100070117000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Представители Уполномоченного органа согласились с доводом Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 697 121,27 рубль;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) Аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В таблице N 2 к Технической части документации об Аукционе, в том числе установлено (ПРИМЕР):
По позиции N 3 "Сталь полосовая, спокойная" Массовая доля химических элементов (диапазон): -Углерод - 0,06 - 0,49, - Марганец - 0,25 - 0,80, - Кремний - 0,05 - 0,30. Временное сопротивление: более 300. Предел текучести: более 225".
По позиции N 7 "Грунтовка глифталевая ГФ-021" Условная вязкость грунтовки при температуре 20° С по вискозиметру ВЗ-4 - более 40. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 - более 0,2. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%- ого раствора хлористого натрия при температуре 20° С - не менее 24".
По позиции N 10 "Эмаль кремнийорганическая КО-811" Твердость пленки эмали по маятниковому прибору М-3 -Не менее 0,5. Стойкость пленки эмали к статическому воздействию воды при температуре (20) °С - 12-20.".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
В пункте 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (СРО) на следующие виды работ:
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.3. Устройство ростверков
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения".
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции, реставрации с частичным новым строительством объекта капитального строительства, следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по коду 33: "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в документации об Аукционе отсутствует требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ установлено в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе размещены в ЕИС 04.05.2017 в 13:37 по Московскому времени.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на пятнадцатый день - 19.05.2017 09:00 по Московскому времени.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, что нарушает часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом при проведении Аукциона не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано по делу от 29.05.2017 N ВП-253/17.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.05.2017 по делу N ВП-253/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 29 мая 2017 г. N ВП-254-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017