Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН ИТ (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком повторного конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по технической поддержке системы электронного документооборота Федерального агентства водных ресурсов и обеспечения соответствия ее функциональности требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации в части обмена документами в электронном виде (номер извещения 0173100010117000027) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в Конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), описание объекта закупки и объема оказываемых услуг.
Представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при размещении Конкурсной документации была допущена техническая ошибка.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 800 000 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 30.05.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является техническая поддержка системы электронного документооборота Федерального агентства водных ресурсов и обеспечение соответствия ее функциональности требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации в части обмена документами в электронном виде.
В разделе II Конкурсной документации Заказчика, установлено: "объем оказываемых услуг: в соответствии с условиями Технического задания (Раздел V Документации)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации отсутствует раздел V.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, разместив Конкурсную документацию без описания объекта закупки и указания объема оказываемых услуг, допустил техническую ошибку.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего Конкурсную документацию без описания объекта закупки и указания объема оказываемых услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В разделе III "Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
NN Наименование показателя (R) Значимость критерия (K)
1. Ценовое предложение (R1) 0,3 (K1)
2. Опыт и квалификация участника конкурса (R2) 0,7 (K2)
2.1 Партнерский статус Syntellect Tessa Участника (B1)
2.2 Наличие сертификатов Syntellect Tessa у сотрудников Участника, подтверждающих их квалификацию в области разработки и настройки решений на платформе Tessa - сертификат "Установка и администрирование платформы Tessa"; "Разработка решений на платформе Tessa" (B2)
2.3 Срок существования Участника на рынке (B3)
Итого 1,00
По критерию "Ценовое предложение" в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Ценовое предложение", определяется на основании данных, представленных участником конкурса в заявке на участие в конкурсе, по формуле:
где:
R1i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Ценовое предложение";
Amin - минимальная цена контракта, предложенная участниками конкурса;
Ai - предложение i-го участника конкурса по цене контракта.
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Ценовое предложение" (R1i), умножается на соответствующую указанному критерию значимости (K1i): R1i х К1i".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок не соответствующий требованиям Правил, поскольку критерий оценки "Цена контракта" в Конкурсной документации рассчитывается не по формуле, установленной в пункте 8 Правил.
Кроме того, по критерию "Опыт и квалификации" в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: Для оценки заявок по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" (R2i) каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" составляет 100 баллов.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", определяется как сумма оценок в баллах всех показателей, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
R2i = B1i + B2i +B3i
где:
R2i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса";
BJi - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по оцениваемому J-показателю (B1i, B2i и B3i).
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса", умножается на соответствующую указанному критерию значимости (К2i): R2i х К2i
При оценке заявок по критерию "Опыт и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке на участие в конкурсе, содержащей лучшее предложение по наличию партнерского статуса, количеству специализированных сертификатов сотрудников и сроку существования на рынке.
a. Партнерский статус Syntellect Tessa Участника (B1): Вид партнерского статуса TESSA: Нет (в том числе статус "Дистрибьютор") 0 баллов, Партнер (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 10 баллов, Сертифицированный партнер (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 20 баллов, Партнер-эксперт (в том числе с дополнительным статусом "Спутник") 40 баллов.
Оценка проводится на основании копии сертификата партнера Syntellect Tessa, выданного Участнику. Сертификат должен быть действующим не менее трех месяцев с момент подачи заявки Участником.
Дистрибьютор - компания-партнер, которая имеет право на распространение лицензий СЭД TESSA, но не занимается выполнением проектов внедрения.
Спутник - компания-партнер, которая не занимается внедрением других систем электронного документооборота, кроме системы TESSA.
b. Наличие сертификатов Syntellect Tessa у сотрудников Участника, подтверждающих их квалификацию в области разработки и настройки решений на платформе Tessa - сертификат "Установка и администрирование платформы Tessa"; "Разработка решений на платформе Tessa" (B2): Количество сертификатов у сотрудников Участника в области разработки и настройки решений на платформе Tessa: Нет - 0 баллов, до 5 (включительно) - 10 баллов, от 5 до 10 (включительно) - 20 баллов, свыше 10 - 40 баллов.
Оценка проводится на основании копий сертификатов.
с. Срок существования Участника на рынке (В3):
до 1 года (включительно) - 0 баллов, от 1 года до 3 лет (включительно) - 10 баллов, от 3 лет и более - 20 баллов.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не установлен коэффициент значимости показателей, а также по каждому критерию оценки не установлена 100-балльная шкала оценки.
Также, Комиссия установила, что порядок оценки заявок по показателю "Опыт и квалификация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Закона о контрактной системе Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2) частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;
2.1) частью 6 статьи 54 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
3) частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
Согласно части 3 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 06.04.2017 в ЕИС размещено извещение 0173100010117000023 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по технической поддержке системы электронного документооборота Федерального агентства водных ресурсов и обеспечение соответствия ее функциональности требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации в части обмена документами в электронном виде.
В результате рассмотрения жалобы от 27.04.2017 Комиссией принято Решение и выдано Предписание, в том числе, о внесении изменений в Конкурсную документацию.
При этом, 15.05.2017 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении повторного конкурса.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что у Заказчика отсутствовали основания для проведения повторного конкурса, предусмотренные частью 2 статьи 55 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не представили доказательств правомерности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения повторного конкурса.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно принято решение о проведении повторного конкурса.
Таким образом, действия Заявителя, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения повторного конкурса нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27.04.2017 Заявитель обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на оказание услуг по технической поддержке системы электронного документооборота Федерального агентства водных ресурсов и обеспечение соответствия ее функциональности требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации в части обмена документами в электронном виде (номер извещения 0173100010117000023), который по предмету закупки, начальной (максимальной) цене, а также идентификационному номеру закупки идентичен Конкурсу.
Решением Комиссии ФАС России от 27.04.2017 по делу N К-389/17 (далее - Решение), принятым в результате рассмотрения жалобы Заявителя от 27.04.2017, в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся, в установлении Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащей инструкции, а также в установлении Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе от 27.04.2017 по делу N К-389/17 (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику предписано вернуть заявки участникам закупки, подавшим такие заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения, разместить соответствующую документацию в ЕИС, назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в конкурсе и дату подведения итогов конкурса, разместить в ЕИС информацию об указанных датах.
Срок исполнения Предписания - 15.05.2017.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на основании Предписания Заказчиком повторно размещено извещение о проведении аналогичной закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком Предписание не исполнено, поскольку Заказчику предписано внести изменения в конкурсную документацию закупки с номером извещения 0173100010117000023, а не разместить закупку повторно.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН ИТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 2 части 22 статьи 99, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 31.05.2017 по делу N К-664/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 31 мая 2017 г. N К-664-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017