Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ЗАО "Системные Проекты" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Государственным учреждением Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению внедрения технологических процессов автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда РФ нового поколения (АИС ПФР - 2) (номер извещения 0273100000117000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссией:
1. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе составлен Конкурсной комиссией, Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе отсутствуют сведения по количеству представленных сертификатов и контрактов участников Конкурса, являющихся предметом оценки по критерию "Квалификация участников закупки".
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, необоснованно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки", а именно, в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе в подтверждении квалификации участника закупки представлено 44 контракта, вместе с тем, Конкурсной комиссией зачтено 36 контрактов, а также Заявителем представлены сведения о 29 специалистах, имеющих сертификат по тематике IBM Certified Solution Developer, вместе с тем, Заказчиком зачтено только 19 специалистов.
3. Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку победителя ООО "Редсис" (далее - Победитель) соответствующей требованиям Конкурсной документации.
4. Конкурсной комиссией неправомерно внесены изменения в заявку Победителя после истечения срока подачи заявок.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 01.06.2017 на 02.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 99 500 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Конкурса - 16.05.2017;
7) дата подведения итогов Конкурса - 16.05.2017;
8) победителем Конкурса признано ООО "Редсис" с предложением о цене контракта 97 907 904 рублей;
9) государственный контракт заключен с ООО "Редсис" 30.05.2016 N 20-167-Д (номер реестровой записи в ЕИС 1770601611817000082) с ценой контракта 97 907 904 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе составлен Конкурсной комиссией, Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе отсутствуют сведения по количеству представленных сертификатов и контрактов участников Конкурса, являющихся предметом оценки по критерию "Квалификация участников закупки".
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 11.05.2017 NПВК1 (далее - Протокол вскрытия конвертов). На заседании Комиссии установлено, что в Протоколе вскрытия конвертов отсутствуют сведения по количеству представленных сертификатов и контрактов участников Конкурса, являющихся предметом оценки по критерию "Квалификация участников закупки".
Действия Конкурсной комиссии, не внесшей в Протокол вскрытия конвертов сведения о количестве представленных сертификатов и контрактов участниками Конкурса, указанных в заявках на участие в Конкурсе, нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренных частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, необоснованно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки", а именно, в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе в подтверждении квалификации участника закупки представлено 44 контракта, вместе с тем, Конкурсной комиссией зачтено 36 контрактов, а также Заявителем представлены сведения о 29 специалистах, имеющих сертификат по тематике IBM Certified Solution Developer, вместе с тем, Заказчиком зачтено только 19 специалистов.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия оценки - 0%), квалификация участников закупки (значимость критерия оценки - 70 %).
Кроме того, в Конкурсной документации оценка по критерию квалификация участников закупки осуществляется в соответствии со шкалой:
Критерий "Квалификация участника закупки" Максимальная оценка в баллах по показателю Значимость показателя Коэффициент значимости Максимальная оценка с учетом значимости показателя
1. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified System Administrator WebSphere Application Server Network Deployment v.6 или выше 100 баллов 14% 0,14 14
баллов
2. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified Specialist System z Technical V5 или выше 100 баллов 14% 0,14 14
баллов
3. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified Specialist Power Systems Technical Support for i 100 баллов 14% 0,14 14
баллов
4. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified Solution Developer 100 баллов 14% 0,14 14
баллов
5. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified Database Administrator DB2 9 for Linux, Unix and Windows 100 баллов 14% 0,14 14
баллов
6. Участник закупки имеет опыт разработки, внедрения и сопровождения программного обеспечения для государственных заказчиков с 01.01.2014 года по дату вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 100 баллов 30% 0,3 30
баллов
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Конкурсная комиссия признала соответствующими требованиям Конкурсной документации 36 контрактов, в связи с тем, что:
- часть контрактов представлены в отношении негосударственных заказчиков;
- один контракт находится в процессе исполнения;
- остальные контракты представлены не в полном объеме, а именно, отсутствуют акты сдачи-приемки оказания услуг.
Сведения о 19 специалистах Конкурсной комиссией зачтены в связи с тем, что в составе заявки Заявителем представлены сертификаты по иной тематике, что не соответствует положениям Конкурсной документации.
Вместе с тем, сведений, подтверждающих обоснованность довода, на заседание Комиссии Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 16.05.2017 NПРО1 (далее - Протокол) по результатам рассмотрения и оценки заявок участник закупки ООО "Редсис" признан победителем Конкурса.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела I Конкурсной документации, предложение участники закупки заполняют по форме 2 и должно включать все требования к выполняемым работам, которые предполагается оказывать, указанные в разделе III конкурсной документации "Наименование и описание объекта закупки (технические требования)".
В соответствии с "Инструкцией по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации, в том числе, установлены следующие требования: "Если при описании характеристик используется термин "Более", участником должно быть представлено значение превышающее указанное. Если при описании характеристик используется термин "От" (исключением является диапазон "от" "до") участником должно быть представлено конкретное значение равное или превышающее указанное. При описании характеристик не допускается использование слов, значений и символов "не более".
Изучив заявку Победителя, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Победителя на участие в Конкурсе, в том числе содержатся следующие сведения: "Отсутствует альтернативные варианты выполнения технологического процесса, при этом затронуло более 50 % всех пользователей", что не соответствует положениям Конкурсной документации.
Также, изучив заявку участника под порядковым номером "2" (ООО "МП"), представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки участника под порядковым номером "2" (ООО "МП") на участие в Конкурсе, в том числе содержатся следующие сведения: "Отсутствует альтернативные варианты выполнения технологического процесса, при этом затронуло более 50 % всех пользователей", что не соответствует положениям Конкурсной документации.
Кроме того, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе, в том числе содержатся следующие сведения: "Отсутствует альтернативные варианты выполнения технологического процесса, при этом затронуло от 50 % всех пользователей", что также не соответствует положениям Конкурсной документации.
Таким образом, представленные сведения в составе заявки Победителя, участника под порядковым номером "2" (ООО "МП") и Заявителя на участие в Конкурсе, которые в составе своих Заявок использовали термины "более", "от" не соответствует пункту 1.3 Конкурсной документации, а также пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а действия Конкурсной комиссии, допустившей заявки Победителя, участника под порядковым номером "2" (ООО "МП") и Заявителя нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии содержат признаки состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно внесены изменения в заявку Победителя после истечения срока подачи заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
Комиссия, изучив представленные представителями Заказчика на заседание Комиссии заявку Победителя и видеозапись вскрытия конвертов в отношении документов, подтверждающих квалификацию участника закупки Победителя (копии сертификатов) и входящих в состав заявки Победителя на бумажном носителе, и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки Победителя (копии сертификатов) и входящих в состав заявки, вскрытие которой осуществлялось Конкурсной комиссией согласно видеозаписи, не может сделать однозначный вывод об их идентичности (тождественности).
5. В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Учитывая указанные императивные требования Закона о контрактной системе законодателем установлен запрет в части заключения государственного контракта на условиях, не указанных в заявке участника закупки, а также не соблюдение сроков заключения контракта.
Жалоба Заявителя поступила в ФАС России 26.05.2017 (вх. от 26.05.2017 N 80279/17), сведения о которой размещены в ЕИС 30.05.2017, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
30.05.2017 ФАС России принято решение о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта Заказчиком.
Вместе с тем, согласно информации размещенной в ЕИС, Заказчик 31.05.2017 в 15:37 разместил сведения о заключении государственного контракта (номер реестровой записи в ЕИС 1770601611817000082).
Кроме того, из представленных на заседании Комиссии представителем Заказчика материалов закупки усматриваются следующие нарушения.
Изучив заявку Победителя, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Победителя на участие в Конкурсе в приложении 2 к форме 2 "Предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта", в том числе содержатся следующие предложения в отношении объекта закупки:
"Пункт 3.1.7 "Формирование регламентов резервного копирования выпуска 4. Документ "Регламент периодического тестового восстановления данных АИС ПФР-2" будет предусматривать разработку плана работ (4-х в год) по тестовому восстановлению данных АИС ПФР-2".
Пункт 3.2.8 "Формирование регламентов резервного копирования выпуска 5. Документ "Регламент периодического тестового восстановления данных АИС ПФР-2" будет предусматривать разработку плана работ (4-х в год) по тестовому восстановлению данных АИС ПФР-2".
Пункт 3.4.1 "Сопровождение эксплуатации технологических процессов выпусков АИС ПФР-2.
Таблица 2. SLA для группы сопровождения опытной эксплуатации технологических процессов":
Описание Срок
Время с момента получения Рабочего задания до момента перевода его в статус "Возвращено" (перевод осуществляется в случае некорректного назначения) 59 минут
Время с момента получения Рабочего задания до момента перевода его в статус "В работе" 59 минут
Время с момента регистрации Заявки или Инцидента до момента его закрытия SLAKEi+SLAKEi-1, где i -KE, входящие в ТП
Вместе с тем, в приложении N 1 "Технические требования на сопровождение внедрения технологических процессов автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда РФ нового поколения (АИС ПФР - 2)" к государственному контракту от 30.05.2017 N 20-167-Д (номер реестровой записи в ЕИС N 1770601611817000082), содержится, в том числе следующее:
"Пункт 3.1.7 "Формирование регламентов резервного копирования выпуска 4. Документ "Регламент периодического тестового восстановления данных АИС ПФР-2" будет предусматривать разработку плана работ (не менее 4-х в год) по тестовому восстановлению данных АИС ПФР-2".
Пункт 3.2.8. "Формирование регламентов резервного копирования выпуска 5. Документ "Регламент периодического тестового восстановления данных АИС ПФР-2" будет предусматривать разработку плана работ (не менее 4-х в год) по тестовому восстановлению данных АИС ПФР-2".
Пункте 3.4.1. "Сопровождение эксплуатации технологических процессов выпусков АИС ПФР-2.
Таблица 2. SLA для группы сопровождения опытной эксплуатации технологических процессов"
Описание Срок (не более)
Время с момента получения Рабочего задания до момента перевода его в статус "Возвращено" (перевод осуществляется в случае некорректного назначения) 1 час
Время с момента получения Рабочего задания до момента перевода его в статус "В работе" 1 час
Время с момента регистрации Заявки или Инцидента до момента его закрытия SLAKEi+SLAKEi-1, где i -KE, входящие в ТП
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не соблюдены императивные нормы частей 1, 2 статьи 54 Закона о Контрактной системе при заключении государственного контракта, поскольку Заказчик не включил в государственный контракт условия оказания услуг, указанные в заявке Победителя, а также заключил государственный контракт в нарушении установленного законом порядка.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают части 1, 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30, частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента резолютивная часть решения Комиссии должна содержать, в числе прочего, меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и т.д.
Учитывая характер допущенных нарушений, их влияние на результаты Конкурса, в том числе, неправомерное признание заявки Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации, в том числе нарушения составления Конкурсной комиссией протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, невозможность восстановления нарушенных прав участников Конкурса в административном порядке в следствии заключения контракта в нарушении установленного законом порядка заключения контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов по настоящему делу в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер уголовно-правового характера в отношении должностных лиц Заказчика, Конкурсной комиссии.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Системные проекты" обоснованной в части нарушения составления Конкурсной комиссией протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, а также неправомерного признания заявки Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 6 статьи 52, части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы от 02.06.2017 по делу N К - 678/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. Передать материалы от 02.06.2017 по делу N К - 678/17 в правоохранительные органы.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 2 июня 2017 г. N К-678-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017