Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Сфера знаний" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на обеспечение организации и сопровождения мероприятий по повышению эффективности закупок в сфере образования (номер извещения 0173100003717000131)(далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю "Качество работ, услуг (число обоснованных действий, предложенных участником закупки)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. В Конкурсной документации установлены излишние требования к указанию (оформлению) сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 00 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 06.06.2017.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержащий показатель "Качество работ, услуг (число обоснованных действий, предложенных участником закупки)", в рамках которого оценивается количество обоснованных действий, направленных на реализацию целей и задач, обозначенных в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" конкурсной документации и обеспечивающих наилучшие условия выполнения работ (услуг). При этом в предложении участника должны быть представлены обоснования необходимости выполнения предложенных участником закупки действий в приложении N1 части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" раздела V Конкурсной документации, содержащие аргументацию применяемых методологических, технических и др. подходов и способов, обеспечивающих достижение качества выполняемого комплекса работ и (или) улучшающих качественные и (или) количественные характеристики объекта закупки (по сравнению с положениями конкурсной документации).
Как следует их пояснений Заказчика по Показателю оценивается исключительно количество обоснований без экспертной оценки содержания предложенных участником таких обоснований. При этом, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе отсутствие приложения N1 к детализированному плану выполнения работ (оказания услуг) в составе заявки участника не является основанием для отклонения заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии явку представителей не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения
2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе V Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе и правила заполнения указанных форм, например следующие:
При заполнении формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" (далее - Форма) участнику закупки требуется соблюдение правил заполнения, в том числе столбца 2 "Алгоритм", например, следующие:
"В столбце 2 "Алгоритм" должна быть указана предлагаемая участником закупки последовательность "Действий исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг)", представленная в хронологическом порядке по дате завершения выполнения Действий в рамках этапа (этапов, при наличии нескольких этапов в рамках одного года) работ (услуг). Участник закупки должен указать только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) работы (услуги), указанные в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации и др. В случае установления заказчиком в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" (п. 5, столбец 3 "Требования, предъявляемые к работам (услугам): функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), спецификации и др.") или иных частях настоящей Конкурсной документации максимальных и/или минимальных значений и/или диапазонов таких значений, как "не менее", "не более", "от-до", "до-после", исполнитель в своем предложении должен указать конкретные количественные значения по каждой такой характеристике. При этом участник, формируя свое предложение, не должен указывать показатели, значения показателей или характеристики объекта закупки, ухудшающие установленные в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" требования, нарушающие или противоречащие таким требованиям.
При заполнении части 1 Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" Участник закупки должен учитывать все требования, предъявляемые к работам (услугам), в том числе специфические обязанности Заказчика (при наличии) в соответствии с пунктом 6 "Прочие и особые условия исполнения обязательств" Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации.
Нумерация и/или содержание действий, предложенных участником, должны позволить заказчику однозначно соотнести их с соответствующими наименованиями работ (услуг), установленными в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)". Степень детализации действий исполнителя при выполнении (оказании) отдельного наименования работ (услуг) оценивается Комиссией при оценке Заявок на участие в Конкурсе, исходя из содержания соответствующего критерия, указанного в приложении N 1 к Конкурсной документации".
Кроме того, согласно положениям инструкции по заполнению заявки заявка на участие в Конкурсе, заявка признается не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклоняется, в том числе по следующим основаниям:
- указание в столбце 2 "Алгоритм" наименований работ, специфических обязанностей Заказчика, а также иной информации, не являющейся Действием Исполнителя;
- указание нумерации и/или содержания действий, не позволяющих однозначно соотнести предложенные действия с соответствующими наименованиями работ (услуг), установленными в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)";
- указание в столбце 2 "Алгоритм" действий (совокупности действий), противоречащих требованиям, установленным Разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документацией, в том числе требованиям к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации, и не позволяющих выполнить работы (оказать услуги) на условиях, установленных заказчиком.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяют однозначным образом определить какие именно сведения требуется указать в заявке для признания такой заявки соответствующей положениям Конкурсной документации, поскольку Заказчиком используются следующие правила заполнения и определения, например: "действия исполнителя", "только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) работы (услуги), указанные в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации и др." "необходимость учета всех требований, предъявляемых к работам (услугам), в том числе специфические обязанности Заказчика (при наличии)". При этом в качестве оснований признания заявки не соответствующей указано, в том числе следующее: "указание в столбце 2 "Алгоритм" действий (совокупности действий), противоречащих требованиям, установленным Разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документацией, в том числе требованиям к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации, и не позволяющих выполнить работы (оказать услуги) на условиях, установленных заказчиком", что может повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
Учитывая, что статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрены требования исключительно в отношении формы заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, которые могли повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе установлены излишние требования к оформлению сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сфера знаний" обоснованной в части установления излишних требований к указанию (оформлению) сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.06.2017 по делу N К - 672/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 2 июня 2017 г. N К-672-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017