Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "НЭЦ" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Научные исследования в области оценки способности различных типов экосистем к поглощению диоксида углерода и подготовка научно-обоснованных предложений по расчету объемов поглощения диоксида углерода экосистемами регионов Российской Федерации" (номер извещения 0173100011317000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Подлежащий заключению государственный контракт между Заказчиком и победителем является ничтожным.
2. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о допуске победителя к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 300 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.06.2017;
6) победителем Конкурса признан АНО "Международный центр устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО (далее - Победитель) с ценой контракта 7 900 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, подлежащий заключению государственный контракт между Заказчиком и Победителем является ничтожным, так как имеются признаки конфликта интересов, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Из материалов дела, представленных Заявителем в составе жалобы следует, что соисполнителем Победителя по контракту является ФГБУ "Институт глобального климата и экологии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Российской академии наук", находящийся в подчинении Росгидромета.
При этом, Росгидромет находится в подчинении Заказчика.
Таким образом, по мнению Заявителя, имеет место конфликт интересов и подлежащий заключению контракт между Заказчиком и Победителем является ничтожным.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что между Заказчиком и Победителем отсутствует конфликт интересов при проведении Аукциона, так как между Заказчиком и Победителем отсутствуют случаи, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия, рассмотрев заявку Победителя, представленную Заказчиком, установила, что в составе второй части заявки Победителем приложена декларация "О соответствии участника аукциона в электронной форме установленным единым требованиям", которая содержит информацию о соответствии Победителя требованию пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что между Заказчиком и Победителем присутствует конфликт интересов.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о допуске Победителя к участию в Конкурсе, в связи с тем, что Победитель, а также соисполнитель победителя не являются субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно частям 3, 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, либо установлена недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что информация об ограничении участия в определении исполнителя установлена в пункте 3.4 извещения о проведении Конкурса, а именно: "Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 29.06.2017 N ПВК1 (далее - Протокол) Победителем в составе заявки на участие закупки представлена декларация о принадлежности участника открытого конкурса к социально ориентированным некоммерческим организациям - исх. N 01-76/2 от 27.06.2017 (далее - Декларация).
Комиссия установила, что Победителем в составе заявки представлена Декларация.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсной комиссией правомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Учитывая изложенное, довод подтверждения не нашел.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации
о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 20 (10) %;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 30 %;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 50 % (далее - Критерий N 3).
Согласно Конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в рамках Критерия N 3 осуществляется с учетом следующих показателей: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) (далее - Показатель N 1): значимость показателя: 10%; количество завершенных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды и климата за период с 2012 г. до даты объявления настоящего конкурса, заключенных с участником конкурса: значимость показателя: 40%; количество завершенных контрактов на выполнение работ (за исключением контрактов на выполнение научно-исследовательских работ) в области охраны окружающей среды и климата за период с 2014 г. до даты объявления настоящего конкурса, заключенных с участником конкурса: значимость показателя: 30%; наличие публикаций в научных изданиях в области охраны окружающей среды и климата за период с 2013 г. до даты объявления настоящего конкурса, автором (соавтором) которых являются штатные или привлеченные работники (работник) участника конкурса: значимость показателя: 20%.
Предложения участников закупки по Показателю N 1 оцениваются следующим образом: предметом оценки по данному показателю является уровень высшей научной квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов, имеющих ученые степени докторов и/или кандидатов наук, находящихся в штате Участника закупки или имеющих договорные отношения с привлекаемыми работниками), предлагаемых для выполнения НИР.
По Показателю N 1 оценке подлежит количество указанных штатных или привлекаемых в штат на договорной основе работников высшей научной квалификации, приведенное Участником закупки в Таблице 1 формы N 5 "Квалификация участника закупки". Участник закупки должен подтвердить указанные данные - приложить копии дипломов докторов и/или кандидатов наук, а также документы (или их копии).
По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает сведения о наличии работников высшей научной квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения НИР, имеющих ученые степени докторов и/или кандидатов наук и находящихся в штате Участника закупки или имеющих договорные отношения с привлекаемыми работниками, при наличии подтверждающих документов.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе информации, представленной в соответствии с Таблицей 1 формы N 5 и (или) копий документов о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), имеющих ученую степень доктора и/или кандидата наук), а также копий документов, подтверждающих наличие в штате Участника закупки сотрудников, имеющих высшую научную квалификацию (докторов, кандидатов наук) и/или копий документов, подтверждающих договорные отношения с привлекаемыми к выполнению работы работниками, имеющими ученые степени кандидата и/или доктора наук, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта по Показателю N 1, поскольку конкурсная комиссия Заказчика оценивает представленную в составе заявок информацию о руководителях и ключевых специалистах, привлекаемых для выполнения НИР, имеющих ученые степени докторов и/или кандидатов наук.
При этом, Заказчиком в Конкурсной документации не определено в какой именно сфере руководители и ключевые специалисты должны иметь ученые степени докторов и/или кандидатов наук.
Таким образом, принимая во внимание, что предметом НИР являются "научные исследования в области оценки способности различных типов экосистем к поглощению диоксида углерода и подготовка научно-обоснованных предложений по расчету объемов поглощения диоксида углерода экосистемами регионов Российской Федерации", Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1, поскольку не установлена сфера, в которой специалисты должны иметь ученые степени, при этом, указанная информация подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "НЭЦ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 17.07.2017 N К-877/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 17 июля 2017 г. N К-877-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017