Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений в административных зданиях Минфина России (номер извещения 0173100000117000025) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в ряде пунктов установлены одинаковые требования к товарам, конкретные показатели которых необходимо представить в первой части заявки на участие в Аукционе, что затрудняет процесс подготовки заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Плитки керамические глазурованные квадратные для стен" установлены максимальные и минимальные значения для размеров плитки, позволяющие участнику предложить прямоугольные плитки, хотя из названия товара следует, что плитки требуются квадратной формы, что вводит участников в заблуждение. Также в описании указанного товара установлено требование "Твердость глазури по Моосу - не менее 4", что ограничивает количество участников, так как указание значения данного параметра требует лабораторных исследований.
3. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Оконный блок ПВХ" установлено следующее требование: "Стеклопакет двухкамерный структура": 610
4И
20
4И", что не позволяет участнику определить потребность Заказчика, так как в требуемой структуре стеклопакета нет обозначения ширины камер, рамы, профилей и т.д.
4. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Рейка алюминиевая потолочная" установлены требования, которые носят исключительно описательный характер, также неправомерно установлены требования к потолочным панелям, направляющим, пружинным подвесам, периметральному профилю и к особенностям монтажа всей системы подвесного потолка.
5. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Унитаз с бочком непосредственно присоединенным" установлено следующее требование: "Габаритные размеры": 650340
830 мм.", что не позволяет участнику определить потребность Заказчика, так как в требуемых размерах нет обозначения длины, ширины, высоты товара.
6. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Вертикальные жалюзи" установлены требования, которые носят исключительно описательный характер. Также неправомерно установлены требования к сырью, из которого изготовлен указанный товар.
7. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Сетка сварная с квадратными ячейками" неправомерно установлены требования к сырью, из которого изготовлен указанный товар.
8. Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Светильник" установлено следующее требование: "Габаритные размеры": 595595
115 мм", к товару "Коробка распаечная" установлено следующее требование: "Размер": 102
90
37 мм", к товару "Потолки подвесные в комплекте с установочными изделиями" установлены следующие требования: "Поперечная рейка: 1200
24
38 мм, поперечная рейка 600
24
38, несущая рейка: 3700
24
38 мм", что не позволяет участнику определить потребность Заказчика, так как в требуемых размерах нет обозначения длины, ширины, высоты товаров.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 958 950 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 24.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 31.07.2017.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, необходимо выполнить работы по текущему ремонту помещений в административных зданиях Минфина России.
В соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком в описании объекта закупки дан перечень необходимых работ с используемыми в каждой работе товарами.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено деление помещений на кабинеты для удобства заполнения заявок на участие в Аукционе участникам закупки.
При этом Закон о контрактной системе не содержит запрет на включение в описание объекта закупки одинакового описания товара, в случае, если эти товары используются при выполнении различных работ.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Плитки керамические глазурованные квадратные для стен" установлены максимальные и минимальные значения для размеров плитки, позволяющие участнику предложить прямоугольные плитки, хотя из названия товара следует, что плитки требуются квадратной формы, что вводит участников в заблуждение. Также в описании указанного товара установлено требование "Твердость глазури по Моосу - не менее 4", что ограничивает количество участников, так как указание значения данного параметра требует лабораторных исследований.
Пунктом 800,2 приложения N 1 Технического задания товара "Плитки керамические глазурованные квадратные для стен" в том числе установлено следующее требование: "Ширина не менее 150 мм, длина не более 400 мм", что вводит участников в заблуждение, так как требования позволяют предложить прямоугольные плитки, соответствующие указанным длине и ширине, например, ширина - 200 мм, длина - 300 мм, хотя из названия товара следует, что плитки требуются квадратной формы.
Вышеописанные противоречия также присутствует в требованиях к товарам в пунктах 232, 544, 611, 677, 746, 812, 872, 933 приложения N 1 к Техническому заданию.
Пунктом 800,2 приложения N 1 Технического задания к товару "Плитки керамические глазурованные квадратные для стен" в том числе установлено следующее требование: "Твердость глазури по Моосу - не менее 4", что является требованием указания конкретных показателей результатов испытаний.
Кроме того, в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например (включая, но не ограничиваясь):
Пункт 162, 2: "Выравнивающая смесь для полов (Т)": Крупность заполнителя не более 1.2 мм+.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Оконный блок ПВХ" установлено следующее требование: "Стеклопакет двухкамерный структура": 610
4И
20
4И", что не позволяет участнику определить потребность заказчика, так как в требуемой структуре стеклопакета нет обозначения ширины камер, рамы, профилей.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, указанная формула обозначения структуры товара, является общепринятой в соответствии с ГОСТ 24866-99.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод подтверждения не нашел.
4. Пунктом 818,2 "Рейка алюминиевая потолочная" установлены требования, которые носят исключительно описательный характер, также неправомерно установлены требования к потолочным панелям, направляющим, пружинным подвесам, периметральному профилю и к особенностям монтажа всей системы подвесного потолка.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к указанному товару сформированы исходя из имеющейся у Заказчика потребности, являются конкретными и не ограничивают возможность предоставления указанной информации в заявке на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом указанный довод подтверждения не нашел.
5. Пунктом 895,2 приложения N Технического задания документации об Аукционе к товару "Унитаз с бочком непосредственно присоединенным" установлено следующее требование: "Габаритные размеры": 650340
830 мм."
Согласно пояснениям представителей Заказчика, требования к размерам указаны в таком виде с целью облегчения идентификации участником товара, так как согласно представленным на заседание Комиссии скриншотам с официальных сайтов производителей, полученной из сети "Интернет", различные производители указывают габаритные размеры товара именно так.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод подтверждения не нашел.
6. Пунктом 49,1 приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе к товару "Вертикальные жалюзи" установлены следующие требования: "Жалюзи вертикальные тканевые. Вертикальные жалюзи должны быть изготовлены из тканевых ламелей шириной не менее 89 мм и не более 95 мм. Количество ламелей должно рассчитываться в зависимости от длины карниза. При полном закрытии ламели должны закрываться внахлест при этом смежные ламели должны перекрываться не менее чем на 15 мм и не более чем на 35 мм. м2 6,5 Каждая ламель должна иметь свой бегунок с дистанцией интервала не менее 89 мм и не более 95 мм в котором она плотно фиксируется. Все ламели должны снабжаться ламеледержателями шириной не менее 89 мм и не более 95 мм (в верхней части) и металлическими грузиками-отвесами (в нижней части). Места закрепления ламеледержателей и грузиков-отвесов должны быть прошиты нитью повышенной прочности (диаметром не более 0.3 мм). По низу изделия все ламели должны соединяться специальной цепочкой изготовленной из пластика белого цвета с шагом фиксации не менее 100 мм и не более 110 мм. Ламели должны состоять из ткани 100% полиэстер; должны иметь антистатическую; влагоотталкивающую и пылеотталкивающую обработку; а также устойчивость к выцветанию; влажной и сухой чистке; обладать негорючими; противопожарными свойствами. Плотность ткани должна быть не менее 320 г/м. Светопроницаемость жалюзи должна быть не более 50 %. Ткань на ламели должна быть выполнена из единого полотна; без склеивания и сшивания. Цвет должен быть светло-бежевый. Тип управления - ручное управление. Сдвиг ламелей должен осуществляться с помощью веревки управления; управление должно осуществляться от центра. Поворот ламелей вокруг своей оси должен осуществляться с помощью цепочки управления которая должна позволять поворачивать ламели на 180 градусов. Каркас карниза должен быть изготовлен из алюминиевого профиля светлых оттенков; декоративная планка; закрывающая карниз должна быть выполнена из ПВХ в цвет ламелей; крепежные элементы в зависимости от длины карниза (по 1 шт. на 1 м. карниза) должны входить в комплект поставки. Внутренняя начинка карниза должна рассчитываться в зависимости от длины карниза; а также от типа сдвига ламелей. В состав карниза должен входить алюминиевый поворотный стержень; бегунки пластиковые с фиксатором интервала не менее 89 мм и не более 95 мм. Тип установки жалюзи: вариант установки: к стене (к раме); кронштейны - Г-образное крепление (должны входить в комплект поставки). (Т)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к товару сформированы исходя из имеющейся у Заказчика потребности, а также для удобства в эксплуатации и возможности их дальнейшей замены.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод подтверждения не нашел.
7. Пунктом 31,2 приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе к товару "Сетка сварная с квадратными ячейками" в том числе установлено следующее требование: "Сетка сварная с квадратными ячейками; Материал: проволока; термически обработанная; диаметр проволоки мм 4, 5, 6".
Как следует из пояснений представителей Заказчика, так как сетка сварная - это проволоки определенного диаметра и определенного качества, сваренные между собой с определенным расстоянием и другим способом установить требования к такой сетке не представляется возможным.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод подтверждения не нашел.
8. Пунктом 250 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Светильник" установлено следующее требование: "Габаритные размеры": 595595
115 мм.
Пунктом 558 приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе к товару "Коробка распаечная" установлено следующее требование: "Размер": 10290
37 мм.
Пунктом 937,1 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе к товару "Потолки подвесные в комплекте с установочными изделиями" установлены следующие требования: "Поперечная рейка: 120024
38 мм, поперечная рейка 600
24
38, несущая рейка: 3700
24
38 мм".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, требования к размерам указаны в таком виде с целью облегчения идентификации участником товара, так как согласно представленным на заседание Комиссии, скриншотам с официальных сайтов различных производителей, полученной из сети "Интернет", производители указывают габаритные размеры таким образом, что является общепринятым обозначением.
Вместе с тем, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров, а также установления противоречивых требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.07.2017 по делу N К-920/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 21 июля 2017 г. N К-920-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017