Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2017 г. N ПГОЗ-186/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-186/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
24.07.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев обращение ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФГКУ "Войсковая часть 44239" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку фрезерного станка с ЧПУ(номер извещения 0348100071217000065)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. не установившего в извещении о проведении Аукциона исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участнику закупки для участия в Аукционе;
2. установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
3. установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении исполнителем по контракту счета-фактуры без учета ограничения возможности участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
4. установившего в проекте контракта документации об Аукционе штрафы за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, в виде конкретного процента от начальной максимальной цены контракта без учета возможного снижения цены контракта, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об проведенииАукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 738 154,09 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.07.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 17.07.2017;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе единой комиссией Заказчика принято решение о несоответствии заявки требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участнику закупки для участия в Аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается, в том числе, требования, предъявляемые к участникам Аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что размещенное в ЕИС извещение о проведение Аукциона не содержит исчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить участникам закупки для участия в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС извещение о проведении Аукциона безисчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить участникам закупки для участия в Аукционе нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которогопредусмотрена частью 1.4статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 3.2.3.1 раздела 3 "Подготовка заявки" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта установлено ограничение возможности участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе "оплата за продукцию, поставляемую по настоящему Контракту, будет производиться безналичным расчетом в российских рублях в следующем порядке:Заказчик производит оплату в размере 100% от цены Контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней после получения продукции, счета, счет-фактуры, акта ввода в эксплуатацию, проведения экспертизы и приемкиЗаказчиком, предусмотренной п. 10.3 Контракта".
Представители Заказчика на заседание Комиссии пояснили, что финансирование государственного контракта на выполнение работ, являющихся объектом закупки, осуществляется за счет средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа, в связи с чем, установление указанного требования к участникам Аукциона соответствует Закону о государственном оборонном заказе.
Учитывая изложенное, вышеуказанное требование к участникам Аукциона не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заказчиком в пункте 1.6.1 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона" документации об Аукционе установлено: "В настоящем аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получивший аккредитацию на электронной площадке, а также при наличии на счете Участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, предусмотренный документацией об аукционе", что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование к участникам Аукциона о том, что участником закупки может являться только юридическое лицо, не соответствуют требованиям пункта 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за неисполнение, ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, в пунктах 8.2, 8.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что:
"В случае ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Государственного заказчика штраф в размере ____ (____), что составляет ___% от цены Контракта из расчета:- 0,5 процентацены Контракта в случае, если цена Контрактапревышает 100 млн. рублей;
За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, в том числе гарантийного обязательства, а также за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение работ по Контракту и предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере____ (____), что составляет ___% от цены Контракта из расчета: - 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушениячасти 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34,пункта 6 части 5 статьи 63, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2.Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2017 г. N ПГОЗ-186/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017