Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 июля 2017 г. N 08-07-830/2017
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
Представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
Представитель ООО "ТСК Валком" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "ТСК Валком" на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области (номер извещения N 0353300215417000002),
УСТАНОВИЛА:
11 июля 2017 г. из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ТСК Валком" (далее - Заявитель) на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области (номер извещения N 0353300215417000002) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком утверждена и размещена документация не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлены требования о наличии лицензии МЧС. Заказчиком требования по позициям 98, 97 установлены без учета требований Постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 898 "О внесении изменений в п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также, Заказчик устанавливая требования к цветовой температуре от 4000 до 5000К, нарушает требования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, инструкция по заполнению заявки содержит двусмысленные значения, подменяет понятия и вводит в заблуждение участников закупки, тем самым нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в своих письменных пояснениях просил признать жалобу необоснованной, пояснив, что аукционная документация не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы сторон, пришла к следующим выводам:
23.05.2017 г. (с посл. изм. от 22.06.2017 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0353300215417000002 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 830 701 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 24 локального сметного расчета установлено:
24 |
ТЕР10-01-091-01 |
Антисептическая обработка деревянных конструкций составом "Пирилакс" при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления |
В п. 62 Сведений о товарах (материалах, изделий и оборудовании), используемых при проведении работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области установлено: антисептик-антипирен "ПИРИЛАКС СС-2" или эквивалент. Назначение: для обеспечения 1 и 2 группы огнезащитной эффективности деревянных строительных конструкций и сооружений, а также для защиты древесины от деревоокрашивающего и плесневого гриба, жука-древоточца. Внешний вид: должна быть прозрачная вязкая жидкость желтого цвета. Плотность 1,21-1,22 при 20°С, г/см3.
В п. 33 локального сметного расчета указано:
33 |
ТЕР09-04-013-01 |
Установка противопожарных дверей: однопольных глухих |
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 8 и п. 10 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", который содержит перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определено, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах и выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций относится к работам по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Следовательно, антисептическая обработка деревянных конструкций составом "Пирилакс" при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления и установка противопожарных дверей подлежат лицензированию.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика содержатся нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221, к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
б) для устанавливаемых систем управления освещением - наличие одной из следующих функций:
управление освещенностью по заданному расписанию;
управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;
в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час - обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;
г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) - обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);
д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива);
е) для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:
наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Заказчиком в п. 98 Сведений о товарах установлено:
Светильники. Источник света: люминесцентные лампы. Назначение: должен быть предназначен для общественных помещений. Количество ламп: не менее 4. Мощность лампы: не более 40 Вт. Степень защиты: IP20. Номинальное напряжение: от 198 до 242В.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не указано, по каким именно характеристикам лампы по позиции 98 подпадают под запрет, установленный Постановлением Правительства от 31.12.2009 N 1221. При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств и аргументации доводов Заявителя, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным принять доводы представителя Заказчика о том, что данный материал не входит в утвержденный Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности.
Между тем, оценивая позицию "Светильники", Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующему:
п. 97 Светильники. Источник света: лампа накаливания. Назначение: должен быть предназначен для производственных помещений с тяжелыми условиями среды. Тип исполнения: должен быть подвесной с защитной сеткой. Степень защиты: IP51. Материал рассеивателя: стекло. Тип цоколя: Е27. Мощность лампы: 200 Вт. Номинальное напряжение: от 198 и до 242В.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
При этом, в техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товару (материалу) "Светильники": "источник света: лампа накаливания. Мощность лампы: 200 Вт".
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В п. 101 Сведений о товарах (материалах) Заказчиком установлено:
Светодиодные светильники внутреннего освещения. Температура цвета: должна быть 4000-5000К.
Комиссия Оренбургского УФАС России данный довод жалобы Заявителя находит неубедительным и нарушений Закона о контрактной системе при установлении температуры цвета не усматривает.
Положения Инструкции по заполнению заявки должны быть ясными, четкими, не содержать двусмысленных формулировок и не подменять значения показателей, установленных в ГОСТ, а также смысловые значения слов или символов, не должны вводить в заблуждение участников закупки.
Само по себе законное требование о наличии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, не предоставляет Заказчику возможности злоупотреблять правом и использовать те или иные положения Закона о контрактной системе в целях введения в заблуждение участников закупки.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, инструкция противоречит указанным требованиям, содержит двусмысленные значения, подменяет понятия, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку в инструкции Заказчиком установлены положения, касающиеся разграничения использования знаков "-", "_" установленных по одним и тем же показателям. Установление подобных требований приводит к отклонению заявок по формальным основаниям.
При таких обстоятельствах, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что положения инструкции по заполнению заявки не соответствуют, как положениям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так и основному принципу обеспечения конкуренции, закрепленному положениями ст. 8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСК Валком" на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области (номер извещения N 0353300215417000002), частично обоснованной.
2. Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
|
|
Директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа"
461724, Оренбургская обл., Асекеевский р-н, с. Кутлуево, ул. Центральная, 8
Директору ООО "ТСК Валком"
461131, Оренбургская область, Тоцкий район, с. Тоцкое, ул. Максима Горького, д.1Б
Электронная площадка ООО "РТС-тендер" e-mail: ko@rts- tender.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
17 июля 2017 г. г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
на основании своего решения по делу N 08-07-830/2017 от 17 июля 2017 года по жалобе ООО "ТСК Валком" на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Кутлуевской СОШ" Асекеевского района Оренбургской области (номер извещения N0353300215417000002), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 22 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Кутлуевская средняя общеобразовательная школа" устранить нарушения положений п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в срок до "11" августа 2017 года, для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N0353300215417000002;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе N0353300215417000002, в порядке, предусмотренном ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N0353300215417000002;
- определить срок окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0353300215417000002;
- определить дату проведения электронного аукциона N 0353300215417000002;
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
2. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0353300215417000002,
- обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до "14" августа 2017 года проинформировать в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - 8(3532)778070) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера).
4. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 июля 2017 г. N 08-07-830/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017