Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 июля 2017 г. N 08-07-880/2017
Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
администрации МО Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области -
Представитель ИП Салькова А.В. - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ИП Салькова А.В. на действия администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на ремонт сетей наружнего водоснабжения по ул. Комсомольская, ул. Новая, ул. Майская, пер. Тепличный с. Алексеевка Ташлинского района Оренбургской области (номер извещения N 0153300057017000002),
УСТАНОВИЛА:
13 июля 2017 г. из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Салькова А.В. (далее - Заявитель) на действия администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт сетей наружнего водоснабжения по ул. Комсомольская, ул. Новая, ул. Майская, пер. Тепличный с. Алексеевка Ташлинского района Оренбургской области (номер извещения N0153300057017000002) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком утверждена и размещена документация не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в разъяснении документации N 806159-2 от 29.06.2017 на следующий вопрос: "В п. 33-34 технического задания заказчиком установлено требование к материалу соединительная арматура, при этом не указан материал изготовления - пластик или метал. Из чего должна быть изготовлена соединительная арматура?" был дан ответ - требования к материалу изготовления соединительной арматуры документацией не установлены, ввиду чего подрядчик может использовать любой, на свое усмотрение. 03.06.2017 заказчиком целенаправленно была внесено изменение и при этом в действующей редакции документа "Техническое задание на ремонт сетей наружнего водоснабжения" в п. 33-34 указано - материал должен быть полиэтилен. В техническом задании в позиции 5 "ветошь" Заказчик установил требование к ветоши, которая не является строительным материалом, а используется при выполнении работ, как вспомогательный материал, в позиции 21 "мастика битумная кровельная горячая", 31 "песок", 49 "щебень" Заказчик установил излишние требования к материалу. В позициях: 16 "кольцо стеновое для смотровых колодцев"; 17 "кольцо стеновое для смотровых колодцев"; 18 "кольцо опорное" Заказчиком установлено требование о том, что все вышеперечисленные бетонные изделия должны соответствовать ГОСТ 8020- 90. Данный ГОСТ окончил свое действие 01.07.2017 года и в настоящее время не действует. Заказчиком была размещена документация 26.06.2017 года, однако, 03.07.2017 года в нее были внесены изменения, соответственно у Заказчика была возможность предусмотреть и предотвратить данное нарушение. Считаем, что своими действиями, делая ссылку на недействительный ГОСТ, заказчик нарушил требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. В позиции 27 "Плита днища" Заказчиком установлено требование о том, что высота плиты днища должна быть более 120 мм. Однако, в соответствии с ГОСТ 8020- 2016 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия" все плиты днища, независимо от их наружного диаметра должны иметь толщину 100 мм. Согласно данного ГОСТ отклонение и производство плит других размеров (по согласованию) не допускается, следовательно, участнику невозможно предоставить материал "плита днища" толщиной более 120 мм, так как плиты с таким размером не существует. В позиции 28 "Подставка пожарная тройная" Заказчиком установлено требование о том, что тройник должен состоять из подставки пожарной и тройного разветвления с фланцевым креплением ППТ Ф 100*100. В позиции 46 "Труба напорная", 47 "Труба напорная" Заказчиком установлено требование о том, что трубы должны быть размером 32x3,0 мм и 75x4,5 мм соответственно. Однако, не установлено какая из вышеперечисленных величин к чему относится. Заказчиком размещена документация на ремонт сетей наружнего водоснабжения по ул. Комсомольская, ул. Новая, ул. Майская, пер. Тепличный с. Алексеевка Ташлинского района Оренбургской области в ЕИС 26.06.2017 года. Дважды Заказчиком были внесены изменения в документацию 28.06.2017 года 20:58 и 03.07.2017 года 16:10, однако, в документации отсутствует документ с перечнем внесенных в нее изменений.
Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных объяснениях, пояснив, что после внесения изменений в документацию об аукционе срок подачи заявок продлевался, и у участников было достаточно времени для ознакомления с изменениями. В техническом задании к материалам "Кольцо стеновое для смотровых колодцев" (п. 16), "Кольцо стеновое для смотровых колодцев" (п. 17) и "Кольцо опорное" (п. 18) установлены требования о соответствии ГОСТ 8020-90 по следующим основаниям:
- локальный сметный расчет, предусматривающий использование вышеуказанных материалов был разработан и утвержден в феврале 2017 года;
- с целью подтверждения достоверности сметной стоимости, в марте 2017 года была проведена государственная экспертиза (положительное заключение от 09.03.2017 года), которая основывалась, в том числе, и на действующем на тот момент ГОСТ 8020- 90;
- на момент размещения извещения (26.06.2017 года) ГОСТ 8020-90 действовал, в связи с чем оснований для применения других стандартов у заказчика не имелось.
Требования к материалу "Плита днища" (п. 27 технического задания) установлены в соответствии с ГОСТ 8020-90, а не в соответствии с ГОСТ 8020-2016, как об этом указано в жалобе заявителя, который допускает производство плит днищ высотой 120 мм.
Согласно ГОСТ 5525-88, тройник фланцевый с пожарной подставкой имеет сокращенное обозначение ППТФ (п. 29 раздел 1). Согласно чертежу 30 вышеуказанного стандарта, обозначение фланцевого тройника с пожарной подставкой со стволом условного прохода 300 мм и с отростком условного прохода 250 мм указывается следующим образом: "Тройник ППТФ 300x250 ГОСТ 5525-88". Техническим заданием предусматривается тройник с пожарной подставкой со стволом условного прохода 100 мм и с отростком условного прохода 100 мм (соответствует 1-й строке таблицы 21 ГОСТ 5525-88).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы представителя Заказчика, пришла к следующим выводам:
26.06.2017 г. (с посл. изм. от 03.07.2017 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0153300057017000002 и документация об электронном аукционе на ремонт сетей наружнего водоснабжения по ул. Комсомольская, ул. Новая, ул. Майская, пер. Тепличный с. Алексеевка Ташлинского района Оренбургской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 212 156,50 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Из разъяснений положений документации об электронном аукционе от 29.06.2017 NРД1 следует: запрос "6. В п. 33-34 технического задания заказчиком установлено требование к материалу соединительная арматура, при этом не указан материал изготовления- пластик или метал. Из чего должна быть изготовлена соединительная арматура?", ответ - "по п. 6. Требования к материалу изготовления соединительной арматуры документацией не установлены, в виду чего подрядчик может использовать любой, на свое усмотрение".
Между тем, 03.07.2017 г. в аукционную документацию были внесены изменения, и Заказчиком по данным позициям 33-34 было установлено: материал должен быть полиэтилен. Сроки подачи заявок Заказчиком были продлены, таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что у участников закупки было время для ознакомления с новой редакцией аукционной документации и составления заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Заказчика, таким образом, жалоба Заявителя в данной части не обоснована.
Заказчиком на основании своего решения от 03.07.2017 года были внесены изменения в документацию об электронном аукционе. Новая редакция извещения и документации об аукционе были опубликованы на официальном сайте "Единая информационная система в сфере закупок" 03.07.2017 года. Таким образом, доводы жалобы в данной части являются неубедительными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании установлены требования к материалу "Ветошь", который является расходным материалом, а также Заказчиком установлены излишне детализированные требования по позициям "Песок", "Щебень", что также является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 21 Технического задания установлено: мастика битумная кровельная горячая - содержание наполнителя: волокнистого 12-15 % по массе, пылевидного 25-30 % по массе.
Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Исходя из пояснений представителя Заказчика и представленных материалов дела, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя об установлении требований по позициям 16,17,18 в соответствии с недействующим ГОСТом 8020-90, является необоснованным.
Исходя из пояснений представителя Заказчика, требования к материалу "Плита днища" (п. 27 технического задания) установлены в соответствии с ГОСТ 8020-90, а не в соответствии с ГОСТ 8020-2016, как об этом указано в жалобе заявителя, который допускает производство плит днищ высотой 120 мм.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России находит данный довод жалобы неубедительным.
Заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе по позиции 28 указал ППТ Ф 100*100, при этом, не указал, что обозначает данный показатель.
Также, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком по позициям 46, 47 не установлено какая из величин к чему относится.
Между тем, учитывая тот факт, что на участие в аукционе было подано 4 заявки, сохраняя баланс интересов сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным предписания в данном случае не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Салькова А.В. на действия администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на ремонт сетей наружнего водоснабжения по ул. Комсомольская, ул. Новая, ул. Майская, пер. Тепличный с. Алексеевка Ташлинского района Оренбургской области (номер извещения N 0153300057017000002), частично обоснованной.
2. Признать администрацию МО Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 июля 2017 г. N 08-07-880/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017