Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 26 июля 2017 г. N 04-50/258-017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_______________>
в присутствии:
представителя ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" - <_>. (доверенность от 17.01.2017 N 6), <_> (доверенность о 09.01.2017 N 1),
представителя ООО "Байкал-Транс" - <_> (доверенность от 05.07.2017 б/N),
рассмотрев жалобу ООО "Байкал-транс" (вх. от 19.07.2017 N 4427) на действия заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через р.Хыр-Горхон на км 63+100 автомобильной дороги А-333 Култук- Монды-граница с Монголией, Республика Бурятия, с реестровым номером - 0302100003017000032 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
По мнению ООО "Байкал-Транс" в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, положений письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 заказчик в приложении N 5 к аукционной документации:
1) установил излишние требования к компонентам Бетона, к показателям компонентов бетона, значения которых становятся известны в ходе испытаний и к показателям технологий испытаний: порода щебня, марка щебня, используемого в бетонной смеси, марка щебня по дробимости, марка по истираемости, марка по морозостойкости, потеря массы при испытании, содержание в щебне глины в комках, группа щебня, содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц, содержание слабых пород, зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, водопоглощение крупного заполнителя, контроль прочности бетона проводить по схемам, условное обозначение цемента, типы по вещественному составу, классы прочности цемента, предел прочности цемента при сжатии, группа песка, полный остаток на сите, средний коэффициент вариации прочности, требования пункта 1.2 раздела I "Перечень фракций", требования пункта 1.3 раздела I "Требований к материалу заполнителя";
2) установил излишние требования к показателям щебеночно - гравийно - песчаной смеси, значения которых устанавливаются только в ходе испытаний: характеристики зернового состава смеси (пункт 3.1 раздела 3) и требования содержащиеся в пункте 3.2 раздела 3: содержание дробленных зерен в щебне из гравия, содержание пылевидных и глинистых частиц в готовой смеси, содержание глины в комках, содержание в щебне зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, число пластичности, потеря массы при испытании на водостойкость, потеря массы при распаде, содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, содержание пылевидных и глинистых частиц в песке;
3) в разделе 2 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к гранулометрическому составу Грунтов. Значение указанного показателя также можно определить только в ходе испытаний. Кроме того, по мнению Заявителя, установить какими характеристиками будет обладать грунт ни один из участников заранее знать не может, поскольку согласно проектной документации под устройство проектируемой дорожной одежды выполняется вырезка земляного полотна, грунт от вырезки используется для отсыпки земляного полотна подходов, следовательно, для выполнения работ участниками будет использоваться грунт, имеющийся на объекте.
На основании изложенного просит приостановить размещение заказа, провести проверку действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменного отзыва, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
04 июля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N 0302100003017000032. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 980 082 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 5 к Аукционной документации установлены требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ:
- Бетоны защитный слой, уширение опоры монолитным бетоном: порода щебня, марка щебня, используемого в бетонной смеси, марка щебня по дробимости, марка по истираемости, марка по морозостойкости, потеря массы при испытании, содержание в щебне глины в комках, группа щебня, содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц, содержание слабых пород, зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, водопоглощение крупного заполнителя, контроль прочности бетона проводить по схемам, условное обозначение цемента, типы по вещественному составу, классы прочности цемента, предел прочности цемента при сжатии, группа песка, полный остаток на сите, средний коэффициент вариации прочности, требования пункта 1.2 раздела I "Перечень фракций", требования пункта 1.3 раздела I "Требований к материалу заполнителя";
- Грунты: гранулометрический состав;
- Щебеночно - гравийно - песчаная смесь: характеристики зернового состава смеси (пункт 3.1 раздела 3) и требования содержащиеся в пункте 3.2 раздела 3: содержание дробленных зерен в щебне из гравия, содержание пылевидных и глинистых частиц в готовой смеси, содержание глины в комках, содержание в щебне зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, число пластичности, потеря массы при испытании на водостойкость, потеря массы при распаде, содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, содержание пылевидных и глинистых частиц в песке.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно Приложению N 5 к аукционной документации:
- бетон должен соответствовать ГОСТ 26633, ГОСТ 7473-2010 (пункты 1-11 приложения А-Г), ГОСТ 10178-85 (пункты 1-5 приложения А), ГОСТ 31108, ГОСТ Р 55224-2012 (пункты 1-11 приложения А), ГОСТ 8267, ГОСТ 8736 (пункты 1-7 приложения А), ГОСТ 18105 - 2010 (пункты 1-8 приложения А), СП 46.13330.2012, СП 34.13330.2012, ГОСТ 31424-2010 (пункты 1-7), ГОСТ 8735-88, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 24211;
- Гранулометрический состав грунтов определяется в соответствии с ГОСТ 12536;
- Щебеночно - гравийно - песчаная смесь должна соответствовать ГОСТ 8267-93 (раздел 1-7 Приложения А), ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8736-2014, СНиП 23-0199 (таблица 3), СП 34.13330.2012 (таблица 8.14), зерновой состав смеси определяется в соответствии с ГОСТ 25607-09.
Поскольку все ГОСТы, на которые отсылают положения Приложения N 5 к аукционной документации, содержат требования к методам испытаний и определяют, что для проведения испытаний используется проба с каждой партии материала, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию (пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64).
Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Байкал-Транс" на действия Заказчика при проведении закупки N 0302100003017000032 обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 26 июля 2017 г. N 04-50/258-017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017