Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 14 июля 2017 г. N 154/2017
Резолютивная часть объявлена 14 июля 2017 года Изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
Председатель Комиссии |
|
... |
Член Комиссии |
||
... |
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", Общество, заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствует, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
||
Заказчик |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Суджанская средняя общеобразовательная школа N2" Суджанского района Курской области (далее - МКОУ "Суджанская СОШ N2", заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ..., представлены документы, удостоверяющие личность |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0344300094417000003 |
||
Объект закупки |
выполнение работ по капитальному ремонту оконных блоков школы согласно локального сметного расчета в МКОУ "Суджанская средняя общеобразовательная школа N2" Суджанского района Курской области |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
3 445 714 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."):
1. в нарушение п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ, так как аукционная документация заказчика содержит требование о наличии у участника закупки допуска СРО при выполнении работ, предусмотренных предметом контракта.
По мнению заявителя, в нарушение требований ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в аукционной документации и сметном расчете отсутствуют виды работ, которые требуют наличия у участника закупки допуска СРО.
2. в нарушение ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик установил требования к участникам закупки с отступлением от требований п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
3. в нарушение требований ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в аукционной документации не установлено предусмотренное п.10 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
4. в нарушение требований ч.1, ч.3 ст.33, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", техническое задание аукционной документации заказчика содержит требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов), точное значение которых могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и лишает потенциального участника закупки возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В частности, по мнению подателя жалобы, к таким требованиям относятся требования к характеристикам товаров "доска подоконная из ПВХ-профиля", "сэндвич-панель".
5. в п.2.3 проекта контракта заказчиком установлено требование о представлении исполнителем по контракту счета-фактуры при окончательном расчете по контракту. По мнению Общества, указанное требование заказчика является неправомерным, поскольку исполнителем по контракту может являться лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, при применении налогоплательщиком которой составление счетов-фактур не является обязательным.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344300094417000003, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 23.06.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 09.07.2017 г.
1. Согласно ч.ч.1, 3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", в случае отсутствия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не устанавливаются. В случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных предметом закупки, в извещении, аукционной документации заказчиком должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0344300094417000003 установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", при этом в извещении отсутствует требование по п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" о наличии у участника закупки допуска СРО.
В то же время, в п.12 "Требования, предъявляемые к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки допуска на все виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом муниципального контракта согласно проектной документации или допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624):
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
С правом заключать договора на сумму превышающую сумму контракта.
Участник закупки представляет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
То есть имеются разночтения в аукционной документации относительно требований к участникам закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что наличия допуска СРО на выполнение работ, предусмотренных предметом контракта, не требовалось.
В силу ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе_".
Как подтверждается материалами дела, работы по капитальному ремонту оконных блоков не включены в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, довод жалобы Общества об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить участникам закупки для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ, не нашел своего подтверждения материалами дела.
Вместе с тем, установив требование в аукционной документации к участникам закупки о наличии у них допуска СРО на выполнение работ, предусмотренных предметом контракта, заказчик нарушил требования ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
2. Согласно ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_" установлены единые требования к участникам закупки.
В силу ч.5 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п.12 "Требования, предъявляемые к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки, не соответствующие п.7 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также отсутствует требование, предусмотренное п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" (не учтены изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 г. N489-ФЗ в ФЗ "О контрактной системе_"). Так, ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" (редакция от 07.06.2017 г.) содержит следующие требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст.289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, установив в аукционной документации требования к участникам закупки по п.7 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" в старой редакции, а также не установив требование п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик нарушил ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Требования, предъявляемые к содержанию документации об электронном аукционе, установлены ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
Так, в ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
В соответствии с п.10 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки, согласно которого участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Пункт 10 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" введен в действие Федеральным законом N227-ФЗ от 13 июля 2015 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N227-ФЗ). Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона N227-ФЗ, Федеральный закон N227-ФЗ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Федеральный закон N227-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.07.2015 г.
Таким образом, обязанность заказчика по установлению единого требования к участнику закупки, согласно которого участник закупки не должен являться офшорной компанией, наступила с 13 августа 2015 года.
В нарушение требований п.10 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
4. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в п.10 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации. Кроме того, в п.10 аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Как пояснили представители заказчика в ходе рассмотрения дела, следует из содержания технического задания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком при описании характеристик товаров, перечисленных в техническом задании, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов.
В соответствии с содержанием ГОСТов, указанных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретные значения характеристик товаров, указанных заказчиком в описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее", ... становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Как пояснили представители заказчика, а также подтверждено материалами дела, заказчиком при ответе на поступивший запрос о даче разъяснений положений аукционной документации относительно установленных в техническом задании требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов) заказчик указал, что "в случае, если у поставщика нет в наличии товара он может указать не конкретное значение товара, а которое считает необходимым".
Таким образом, заказчиком учтено то обстоятельство, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, и не установлено императивного требования об указании конкретных значений таких характеристик.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО "Профит-плюс" не нашел своего подтверждения материалами дела.
5. Согласно ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в аукционной документации предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы, в том числе, в п.2.3 проекта контракта указано: "Оплата выполненных работ по контракту осуществляется Заказчиком по безналичному расчету на расчетный счет Подрядчика в течение 10 дней после подписания акта приемки выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, на основании представленного Подрядчиком счета и счета-фактуры".
Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители заказчика и установлено Комиссией, действующее законодательство РФ не содержит запретов на оформление счетов-фактур организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСНО), однако и не обязывают указанные организации выставлять счета-фактуры.
При таких обстоятельствах, требование п.2.3 проекта контракта заказчика не противоречит положениям ФЗ "О контрактной системе...", не ограничивает права и законные интересы участников закупки, осуществляющих предпринимательскую деятельность с применением УСНО, однако формулировка указанного пункта является некорректной, ограничивающей возможность выбора организацией, применяющей УСНО, способа организации порядка экономической деятельности и порядка расчетов с контрагентами.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Суджанская средняя общеобразовательная школа N2" Суджанского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1, ч.6 ст.31, ч.3 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Суджанская средняя общеобразовательная школа N2" Суджанского района Курской области нарушившим требования ч.1, ч.6 ст.31, ч.3 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Суджанская средняя общеобразовательная школа N2" Суджанского района Курской области предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела N154/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_
|
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 14 июля 2017 г. N 154/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017