Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 июля 2017 г. N 1482/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1482/03, 1498/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении запроса предложений N 0358300213117000020 "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории с устройством выгреба объемом 6 м3 МБОУ Нижне-Калиновская СОШ по адресу: Ростовская область, Кашарский район, с.Лысогорка, ул. Школьная,2" (далее - запрос предложений) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Парафиева С.А., Щур В.В.) в отсутствие представителей Заявителей и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения документации о запросе предложений.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении запроса предложений, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении запроса предложений N0358300213117000020 от 04.04.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 15 527 500,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - 10.07.2017 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам жалоб Заявителя-1, Заявителя-2 Заказчиком при проведении закупки необоснованно выбран способ определения подрядчика в виде запроса предложений.
Согласно ч.5 ст.24 Закона Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.83 Закона под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях установленных ч.2 ст.83 Закона.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, данный запрос предложений проводится на основании п.8 ч.2 ст.83 Закона - признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона.
В силу ч.4 ст.71 Закона, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона.
В соответствии с ч.15 ст.70 Закона участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
Однако внеплановой проверкой установлено, что Заказчик ранее проводил указанную закупку путем электронного аукциона N 0358300213117000006 "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории с устройством выгреба объемом 6 м3 МБОУ Нижне-Калиновская СОШ по адресу: Ростовская область, Кашарский район, с.Лысогорка, ул. Школьная,2".
Данный аукцион состоялся. Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 08.06.2017 года в торгах приняли участие 6 участников, 5 заявок признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, победителем признано ООО "Марс Строй".
13.06.2017 года Заказчик сформировал протокол отстранения участника от участия в закупке - ООО "Марс Строй" предоставило недостоверные сведения о наличии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания, предусмотренные ч.2 ст.83 Закона для осуществления закупки N 0358300213117000020 "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории с устройством выгреба объемом 6 м3 МБОУ Нижне-Калиновская СОШ по адресу: Ростовская область, Кашарский район, с.Лысогорка, ул. Школьная,2" путем проведения запроса предложений. Заказчик, выбирая способ определения подрядчика в виде запроса предложений, действовал с нарушением ч.5 ст.24, ч.2 ст.83 Закона.
Согласно доводам Заявителя-1, требования Заказчика к материалам, подлежащим использованию при выполнении работ изложенные в Техническом задании противоречат аналогичным требованиям, изложенным в сметной документации.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.83 Закона одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию:
2) наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В проекте контакта Заказчик, в том числе, указал:
1.2.Подрядчик обязуется качественно, в установленный настоящим контрактом срок и в пределах установленной настоящим контрактом цены, выполнить работы по объекту: "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории с устройством выгреба объемом 6 м3 МБОУ Нижне-Калиновская СОШ по адресу: Ростовская область, Кашарский район, с.Лысогорка, ул. Школьная,2" (далее - работы) в соответствии с объемом и требованиями, установленными локальным сметным расчетом, а также показателями предлагаемыми к использованию при выполнении работ товаров (приложение N 1 к настоящему контракту), и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат надлежащим образом выполненных работ и оплатить их.
1.4.Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ в объеме, установленном локальным сметным расчетом, в соответствии с условиями настоящего контракта и действующими строительными нормами.
4.1. Подрядчик обязан:
4.1.1. Своими силами и средствами или с привлечением субподрядных организаций выполнить все работы в объёме и в сроки, предусмотренные локальным сметным расчетом и сдать работы заказчику в состоянии, отвечающем соответствующим требованиям нормативных документов.
Внеплановой проверкой установлено, что согласно приложению 1 к разделу 5 документации о проведении запроса предложений (далее - Техническое задание) Заказчику для использования при выполнении закупаемых работ требовался товар:
- оконные блоки. Стеклопакеты оконных блоков в зависимости от числа камер должны быть типа: СПО - однокамерные; СПД - двухкамерные.
Однако, из содержания проектно-сметной документации (локальная смета N02-01-01) следует, что при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, должны использоваться следующие оконные блоки: блок оконный пластиковый глухой, одностворчатый с однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью до 2 м2, м2.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "плитки керамические", в том числе: плитки по форме должны быть квадратные или прямоугольные. Номинальные размеры плиток: длина: 300-500 мм, ширина 300-500 мм, толщина: не менее 10 мм.
Однако из содержания проектно-сметной документации (локальная смета N02-01-01) следует, что при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, должны использоваться "плитки керамические" со следующими показателями: Гранит керамический многоцветный неполированный, размером 300х600х10 мм, 600х600х10 мм, м2.
Таким образом, Техническое задание в данной части противоречит проектно-сметной документации.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой указывает на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставляет требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами).
Как сказано выше, Заказчик установил в документации об аукционе требование о соответствии поставляемых материалов, используемых при выполнении работ, требованиям Технической части документации об аукционе, в том числе, проектной документации.
Учитывая прямые запреты Закона на ограничение конкуренции, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение в документацию об аукционе условия по заполнению заявок по разделам документации, противоречащими друг другу (Техническое задание и сметная документация) исключает возможность для участника закупки подготовить и представить на рассмотрение аукционной комиссии заявку, соответствующую требованиям Закона и документации об аукционе.
Следовательно, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару, подлежащему использованию при выполнении работ по реконструкции, Заказчик фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 17.02.2017 года по делу NА53-16518/2016, в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "РостовОблСтрой", ООО "Контрфорс" обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.24, ч.2, 6 ст.83 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании запроса предложений.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 июля 2017 г. N 1482/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017