Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2017 г. N 44-2940/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17122-ЭП/17 от 13.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству системы охранного телевидения в СПб ГБОУ ДОД СДЮСШОР Курортного района СПб им. В. Коренькова (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000617000107. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 099 107, 00 рублей.
В жалобе ООО "Альтера" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
1. Заявитель в жалобе указал на установление требований к товарам в Приложении N 6 к Техническому заданию документации о закупке в формате, который не позволяет осуществить копирование произвольного фрагмента текста. Кроме того, редактирование показателей крайне затруднено. Весь файл составлен таким образом, чтобы усложнить подачу заявки.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная Заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Например, при копировании требований к товару по п. 1, 4 вышеуказанной части Приложения N 6 к Техническому заданию, результатом копирования является следующее:
|Номер товара |1 |1 |1 |4 |
-------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------- ---------------
|Показатель (характеристика) товара |Дюбель |Дюбель |Дюбель |Дюбель |
-------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------- ---------------
|Требования к значениям |Минимальное значение показателя |Показатель данного |Показатель данного типа |Показатель данного типа |Показатель данного |
|показателя, | |типа не установлен |не установлен |не установлен |типа не установлен |
|удовлетворяющие |------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------------
|потребности заказчика |Максимальное значение показателя |Показатель данного |Показатель данного типа |Показатель данного типа |Показатель данного |
|или показатели | |типа не установлен |не установлен |не установлен |типа не установлен |
|эквивалентности |------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------------
|предлагаемого товара к |Показатели (характеристики), для |из полипропилена или |Показатель данного типа |Показатель данного типа |из полипропилена или |
|поставке или товара, |которых указаны варианты значений|из нейлона |не установлен |не установлен |из нейлона |
|используемого при |------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------------
|выполнении работ, |Показатели |Нижняя |Показатель данного |Показатель данного типа |Показатель данного типа |Показатель данного |
|оказании услуг |(характеристики), |граница |типа не установлен |не установлен |не установлен |типа не установлен |
| |которые определяются |диапазона | | | | |
| |диапазоном значений |------------------------------------------------------------------------ -----------------------------------
| | |Верхняя |Показатель данного |Показатель данного типа |Показатель данного типа |Показатель данного |
| | |граница |типа не установлен |не установлен |не установлен |типа не установлен |
| | |диапазона | | | | |
| |------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------------
| |Показатели (характеристики), |Показатель данного |со стопорными усами и |с бортиком для |Показатель данного |
| |значения которых не могут |типа не установлен |шипами |предотвращения |типа не установлен |
| |изменяться | | |проваливания | |
-------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------- ---------------
|Единицы измерения | | | | |
-------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------- ---------------
| |
Таким образом, формат текста требований к конкретным показателям товаров, установленных Заказчиком в Приложении N 6 к Техническому заданию, не позволяет осуществлять копирование произвольных фрагментов текста без изменения изначального текста.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в части опубликования на официальном сайте единой информационной системы требований к конкретным показателям товаров в формате текста, который не позволяет осуществить копирование произвольного фрагмента текста.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с установленными Заказчиком требованиями к товарам, товар под N 9 - Эмаль защитная, установлено, что "массовая доля нелетучих веществ, минимальное значения показателя: более 27, максимальное значение показателя: не более 33".
Согласно требованиям ГОСТ 10144-89 "Эмали ХВ-124. Технические условия (с изменениями N 1, 2)" показатель "массовая доля нелетучих веществ, %: 27-33.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтера" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как нет доказательств того, что нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2017 г. N 44-2940/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017