Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 июля 2017 г. N Г 682-04/2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта,
специалиста - эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (N закупки 0128200000117005505), в присутствии представителей: заказчика - ГБУЗ ВО "ОКБ" (по доверенности от 17.07.2017 N 28), (по доверенности от 17.07.2017 N 29), заявителя - (по доверенности от 30.12.2016 б/н), ИП, заинтересованного лица - ООО "Клязьма - Тур" (по доверенности от 23.03.2017 N4).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (N закупки 0128200000117005505).
Заявитель в своей жалобе указывает, что в конкурсной документации заказчика отсутствуют ссылки на нормативные документы, описывающие качество и потребительские свойства продуктов питания используемых при исполнении договора.
В приложении N3, N4, N5 настоящей документации содержится меню, где перечисляются категории товара - мясо, рыба, сыр, йогурт и т.д. - без указания непосредственно какие именно будут использоваться продукты (для рыбы - это может быть горбуша, минтай, осетрина и т.д.; для мяса - говядина на кости, лопатка, котлетное мясо; для сыра - не указаны твердость и жирность, для йогурта - жирность и добавки, и т.д.)
Таким образом, заявитель считает, что данное несоответствие является существенным нарушением требований законодательства, и просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений норм действующего законодательства.
В обоснование правомерности действий заказчика, представители ГБУЗ ВО "ОКБ" пояснили следующее.
21.06.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, уполномоченный орган разместил извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно положениям настоящего федерального закона, конкурсная документация разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно, исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законом не предусмотрены ограничения по включению в конкурсную документацию как требований к услуге, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемой услуге. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам услуги, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги потребностям заказчика.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 Приложение N 4 "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", Таблица N 1 к инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, с целью оптимизации лечебного питания и улучшения управления его качеством в лечебно-профилактических целях вводится номенклатура диет.
В составе документации был предоставлен перечень (меню) продуктов, и так как закупается услуга, а не товар, сообщаем, что на основании прописанной лечащим врачом данного отделения, диеты пациента, старшая медицинская сестра отделения ежедневно (т.к. за время пребывания в отделении пациента, диета может поменяться несколько раз) подает порционное требование указанной диеты.
Далее медицинской диетической сестрой составляется меню-раскладка, где непосредственно указывается какие продукты (в соответствии с диетой) необходимы пациенту.
В отношении довода заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствуют ссылки на нормативные документы описывающие качество и потребительские свойства продуктов питания используемых при исполнении договора заказчик указывает на следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
После завершения определения поставщика, Заказчик ежедневно передает информацию победителю: карточка-раскладка; порционное требование на питание больных по отделениям; перечень продуктов со ссылками на нормативные документы, описывающие качество и потребительские свойства продуктов питания для оказания услуг по организации горячего лечебного питания пациентам.
На основании вышеизложенного заказчик считает, что доводы жалобы заявителя являются необоснованными в полном объёме.
Уполномоченный орган в своем отзыве, предоставленном во Владимирское УФАС России, указал, что согласно протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием от 12.07.2017 N ПВК1 для закупки N 0128200000117005505 была подана только одна заявка на участие.
Согласно протокола предквалификационного отбора от 13.07.2017 NППО1 для закупки N0128200000117005505 только один участник признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
Таким образом, уполномоченный орган указывает, что при осуществлении данной закупки нарушение норм законодательства со стороны органа не допущено.
Представитель заинтересованного лица, указала, что полностью поддерживает позицию заказчика, и просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Часть 1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
20.06.2017 на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru опубликовано извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000117005505).
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам.
В пункте 35 информационной карты документации заказчиком установлено описание объекта закупки.
В пункте 41 информационной карты документации заказчиком установлены дополнительные требования к товарам.
В приложениях N 3,4,5 к информационной карте конкурса с ограниченным участием заказчиком разработаны примерные меню по питанию больных с указанием наименования блюд, ингредиентов рецептурных блюд, массы, выхода блюд, цены, количества калорий.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив извещение и документацию о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам, пришла к выводу, что заказчиком недостаточно полно раскрыт объект данной закупки, отсутствует более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, т.к. документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, как того требует статья 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, рассматриваемая документация о проведении конкурса с ограниченным участием требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Марковой Н.В. на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (N закупки 0128200000117005505), по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 682-04/2017
18 июля 2017 года г. Владимир Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта,
специалиста - эксперта,
на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.36, 3.37, 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 682-04/2017 от 18.07.2017,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБУЗ ВО "ОКБ" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в документацию конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (N закупки 0128200000117005505), в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 682-04/2017 от 18.07.2017;
- обеспечения продления срока подачи заявок на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- обеспечения участникам закупки, ранее подавшим свои заявки, отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения.
2. Комиссии по проведению конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (N закупки 0128200000117005505) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 27 июля 2017 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 28 июля 2017 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 июля 2017 г. N Г 682-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017