Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июля 2017 г. N Г 689-04/2017
Резолютивная часть оглашена 20.07.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Дельта плюс" (г.Владимир) на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов (изделий медицинских санитарно- гигиенических) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (закупка N 0128200000117006449), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - ООО "Дельта плюс" _, представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" _.
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайствовал о ее рассмотрении в отсутствие своего представителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Дельта плюс" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов (изделий медицинских санитарно- гигиенических) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (закупка N 0128200000117006449).
Заявитель полагает, что в состав аукционной документации были включены товары, предусмотренные Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, а также товары, не включенные в названный перечень.
В частности, заявитель полагает, что позиция N 3 таблицы "Показатели товара" - приложения N 1 к информационной карте аукционной документации: "Простынь в рулоне" не относится к товарам, отраженным в вышеупомянутом Перечне.
Заявитель полагает, что данный Перечень содержит не только указание кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД2) ОК 034-2014 но и наименование конкретного товара, включенного в Перечень.
Сноска, присутствующая в Перечне, гласит о том, что: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода".
В Перечне присутствует позиция, обозначенная кодом ОКПД2: "17.22.12.130 "Изделия санитарно- гигиенические - абсорбирующее белье (подгузники, пеленки)", где указано, какие товары, подпадающие под названный код, могут закупаться в применением ограничений, предусмотренных Перечнем. "Простынь в рулоне" в Перечне отсутствует.
Кроме того, заявитель полагает, что данный товар относится к иному коду ОКПД2: "13.92.12.161 - Простыни из нетканых материалов".
К абсорбирующему белью относятся простыни, пеленки, прокладки, вкладыши, подгузники, которые применяются как средства ухода для больных с различными формами недержания мочи и кала с целью профилактики повреждений кожных покровов (пролежней), обеспечения физического и психологического комфорта в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 05.05.2006 N 2317-ВС. Данные товары имеют высокую степень абсорбции (впитываемости) и регулируются ГОСТ Р ИСО 15621-2012 "Средства для впитывания мочи. Общее руководство по оценке". Подгузники для взрослых регулируются ГОСТ Р 556082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия".
Закупаемая заказчиком простынь в рулоне из нетканого материала нестерильная не является абсорбирующим бельем, представляет собой одноразовое нестерильное изделие из нетканого материала для защиты пациента, персонала, а так же медицинской мебели. Простынь в рулоне из нетканого материала нестерильная является иным видом медицинского изделия, отличным от изделий санитарно- гигиенических - абсорбирующего белья (подгузники, пеленки).
Данные товары регулируются ГОСТ 16430-83 "Полотна нетканые. Термины и определения".
Перечнем предусмотрен код "14.19.32.120 -Специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала". Однако спорная позиция аукционной документации так же не подпадает под вышеуказанный код.
Заявитель делает вывод о том, что заказчиком нарушено положения вышеуказанного Постановления Правительства от 05.02.2015 N 102, предусматривающего, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия, включенные в Перечень и не включенные в него.
В обоснование правомерности своих действий, представитель заказчика указал следующее.
Закупаемые простыни в рулоне (позиция N 3 приложения N 1 к информационной карте аукционной документации) изготовлены из двухслойного комбинированного материала (нетканое волокно и добавки); нижний слой - влагонепроницаемая полиолефиновая пленка полностью. Верхний слой является абсорбирующим, обладает впитываемостью (не менее 500 мл).
Данные характеристики заказчик указал в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации "Показатели товара".
Заказчик делает вывод о том, что спорная позиция подпадает под код ОКДП2: 17.22.12.130.
Таким образом, по мнению заказчика, в его действиях отсутствуют нарушения законодательства о контактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проводимой в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительством Российской Федерации 15.02.2015 издано Постановление N 102, которым, в свою очередь, утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -Перечень).
В состав указанного Перечня внесена следующая запись: " Код ОКПД 2 17.22.12.130- изделия санитарно - гигиенические - абсорбирующее белье (подгузники, пеленки).
Так же Перечнем предусмотрено, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД 2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Таким образом, при принятии решения о проведении закупки с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчику следует руководствоваться не только кодом ОКПД2, но и наименованием вида медицинского изделия.
Код ОКПД 2 17.22.12.130 включает в себя широкий спектр специализированных товаров, что отражается в его названии: "Изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон". Однако законодатель предусмотрел в рамках Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2015 N 102 лишь некоторые из них, а именно: "изделия санитарно - гигиенические - абсорбирующее белье (подгузники, пеленки)".
Таким образом, медицинские изделия с наименованием "простыни в рулоне", не включены в вышеназванный Перечень. Документарных подтверждений обратного заказчиком в материалы дела представлено не было.
Пункт 2(2) вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2015 N 102 гласит о том, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.
Следует вывод о том, что в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2015 N 102, заказчик включил в состав одной закупки, товары, предусмотренные Перечнем, а так же товар, не предусмотренный данным Перечнем.
Таким образом, следует вывод о нарушении заказчиком положений статей 14, 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Дельта плюс" на положения документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов (изделий медицинских санитарно- гигиенических) для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (закупка N 0128200000117006449) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьей 14, 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июля 2017 г. N Г 689-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017