Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
А.А. Кошкумбаевой |
старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заказчика - администрации муниципального образования "Краснознаменский городской округ" (далее - Заказчик) - С.П. Ботоноговой (представитель по доверенности); заявителя - ООО "КСИЛ-Калининград" (далее - Заявитель) - С.П. Ганжалы (генеральный директор);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка и установка детского спортивно-игрового комплекса в г. Краснознаменске" (извещение N 0135300012017000030) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
14.07.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 4159 от 14.07.2017) на положения документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Рассматривая возможность участия в аукционе Заявителем обнаружено, что размещенная документация об Аукционе содержит следующие нарушения действующего законодательства, что существенно ограничивает количество участников аукциона и ущемляет права ООО "КСИЛ-Калининград":
1. Аукционная документация представлена не в полном объеме. В связи с тем, что предметом закупки является поставка и монтаж отсутствует дефектная ведомость объема работ и локальный-сметный расчет на монтаж оборудования детской игровой площадки, согласованный в ГАУ КО "РЦЦС" Калининградской области, что в полной мере не отображает полный объем выполняемых работ. А также в описании объекта закупки, произведенное Заказчиком, не содержится требований к его монтажу (способ установки детской площадки), а также не указывается на необходимые Заказчику материалы, подлежащие применению при осуществлении монтажа (вышеуказанные сведения отсутствуют и в разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе), что является нарушением требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В техническом задании имеются конкретные описания и требования, в частности по размерам и художественному оформлению, поставляемого оборудования, а конкретно - завода производителя "АВЕН", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, где установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки Заказчиком не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель полагает, что описание объекта закупки соответствует лишь товарам, произведенным ООО "АВЕН". Заявителем представлен анализ Технического задания на поставку игровых и спортивных площадок по Аукциону и детского игрового оборудования поставляемых заводами-производителями подобного оборудования в Калининградской области.
Заявитель полагает, что вышеуказанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель также указывает на то, что в технической документации Аукциона нет ссылки на действующие ГОСТ по безопасности детского игрового оборудования, в частности данное оборудование подлежит сертификации в соответствии с ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52168-2012, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52299-2013, ГОСТ Р 52300-2013, ГОСТ Р 52301-2013.
Спортивное покрытие, которое укладывается на бетонную стяжку, по мнению Заявителя, не является травмобезопасным покрытием (в техническом задании толщина покрытия не более 30 мм (предназначение - эксплуатация на спортивной площадке), а в смете указано - 10 мм). В соответствии с ЕН 1176-2006 толщина ударопоглощающего покрытия на детской площадке определяется с учетом критической высоты падения ребенка с детского игрового оборудования и при высоте площадок игрового комплекса от одного метра должны применяться резиновые коврики толщиной не менее 40 мм.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Дефектная ведомость не является обязательной в аукционной документации. Предметом контракта является поставка, а Гражданский кодекс РФ указывает на наличие сметы как существенное условие договора только для договора подряда.
Согласование смет в РЦСС предусмотрено для объектов капитального строительства, строительство которых финансируется из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
В данном случае контракт предусматривает монтаж детского игрового оборудования, что не является капитальным строительством, а финансирование осуществляется не из федерального, а из муниципального бюджета.
Указание конкретных материалов для монтажа оборудования не является обязательным.
Согласно п. 6.1. контракта - "Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого Товара, включая комплектующие изделия к нему, в соответствии с настоящим контрактом, в объеме, указанном в Техническом задании (приложение N 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), действующими стандартами и техническими требованиями, установленными в Российской Федерации". Т.е. исполнитель при производстве работ должен руководствоваться применимыми нормами и правилами, которые содержат и требования к материалам и к количеству/качеству таких материалов.
Данное оборудование может изготовить любой производитель, так как все материалы из которых оно изготавливается доступны на рынке, если у производителя не хватает каких либо станков для обработки дерева и фанеры, он может так их купить на рынке либо отдать любую необходимую часть работ на субподряд любой деревообрабатывающей либо печатной компании из огромного количества имеющихся на рынке. Что касается конкретно компании КСИЛ, то у них есть необходимые станки и производственные мощности для изготовления детского игрового оборудования в соответствии с техническим заданием, в том числе и станок, печатающий изображения УФ Печати в высоком разрешении.
Вместе с тем, аукционная документация не содержит указания на производителя оборудования.
Податель жалобы, по мнению Заказчика, не представил какие-либо документы, свидетельствующие о том, что он самостоятельно либо посредством других лиц лишен возможности принять участие в закупке, и выполнить для Заказчика поставку оборудования, которое соответствует требованиям Технического задания.
Более того, представленные коммерческие предложения от трех компаний, а также подача на участие в аукционе двух заявок, говорит о том, что требования прописанные в аукционной документации не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Податель жалобы не приводит никаких доказательств утверждения, что опорные несущие столбы размером 90x90 имеются только у компании АВЕН.
Мнение о том, что несущие столбы размером 100x100 имеют принципиально лучшие характеристики, также никакими доказательствами подателем жалобы не подтверждается.
Кроме того, Заказчик вправе устанавливать характеристики объекта закупки по своему усмотрению исходя из своих потребностей.
В случае если участнику закупки не ясны какие-либо положения технического задания, он вправе обратиться к заказчику за разъяснениями. Податель жалобы таким правом не воспользовался.
Податель жалобы ссылается на отсутствие в технической документации ссылки на применимые ГОСТы. Вместе с тем, Техническим заданием (стр. 31 Документации) предусмотрено, что "Товар должен соответствовать требованиям настоящего Технического задания и технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (в случае, если такие требования установлены как обязательные для применения), в том числе требованиям:
- ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования";
- ГОСТ Р ЕН 1177-2006 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2006 г. N 220-ст;
- ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 181-ст идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 1177:2008* "Покрытия игровых площадок, поглощающие удар. Определение критической высоты падения" (EN 1177:2008 "Impact attenuating playground surfacing - Determination of critical fall height")".
Учитывая вышеизложенное, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
07.07.2017 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 998 125,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническом заданием документации об аукционе (далее - Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе, определены технические характеристики товара, необходимого к поставке по итогам Аукционе (25 позиций).
Техническое задание также содержит следующую информацию: "Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Год выпуска изделия (изготовления) не ранее 2017 года.
Товар должен соответствовать требованиям настоящего Технического задания и технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (в случае, если такие требования установлены как обязательные для применения), в том числе требованиям:
- ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования";
- ГОСТ Р ЕН 1177-2006 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2006 г. N 220-ст;
- ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 181-ст идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 1177:2008* "Покрытия игровых площадок, поглощающие удар. Определение критической высоты падения" (EN 1177:2008 "Impact attenuating playground surfacing - Determination of critical fall height");
- ГОСТ 14925-79 "Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия";
- ГОСТ Р 52367-2005 "Каучук синтетический цис-изопреновый. Общие технические условия";
- ГОСТ 740-76 "Тиурам Д. Технические условия" (с Изменениями N 1, 2, 3) Группа Л28 межгосударственный стандарт. Утвержден и введен в действие Постановлением государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 16.02.76 N 395, принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2013 г. N 59-П);
- ГОСТ ISO 4097-2013 "Каучук этилен-пропилен-диеновый. Методы оценки". Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2013 г. N 59-П) Международный стандарт разработан подкомитетом SC 3 "Сырье (включая латекс) для резиновой промышленности" технического комитета;
- ГОСТ ISO/TC 45 "Каучук и резиновые изделия" Международной организации по стандартизации (ISO);
- ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности". Постановление ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СТАНДАРТОВ Совета Министров СССР от 10 марта 1976 г. N 579 срок введения установлен с 01.01. 1977 г. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 5-94);
- ГОСТ 6484-96 "Кислота стеариновая техническая (стеарин). Технические условия". Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9-96 от 12 апреля 1996 г.);
- ГОСТ Р ИСО 2303-2003 "Каучук изопреновый растворной полимеризации, не наполненный маслом";
- ГОСТ 270-75 "Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении";
- ГОСТ 30263-96 (ИСО 2393-94) "Смеси резиновые для испытания. Приготовление, смешение и вулканизация. Оборудование и методы". Принят постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 22 апреля 1997 г."142. Введен в действие с 1 января 1998 года;
- ГОСТ 6484-96 "Кислота стеариновая техническая (стеарин). Технические условия". Группа Н18 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9-96 от 12 апреля 1996 г.) ВЗАМЕН ГОСТ 6484-64;
- ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация";
- ГОСТ 12.4.103-83 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация";
- ГОСТ ИСО 1795-96 "Каучук натуральный и синтетический. Отбор проб и дальнейшие подготовительные процедуры";
- ГОСТ 2226-88 (ИСО 6590-1-83, ИСО 7023-83) "Мешки бумажные. Технические условия";
- ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиэленовая. Технические условия";
- ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов";
- ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";
- ГОСТ 27109-86 "КАУЧУКИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. МЕТОДЫ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ ПРОБ";
- ГОСТ Р ИСО 2303-2003 (ИСО 2303-90) "КАУЧУК ИЗОПРЕНОВЫЙ РАСТВОРНОЙ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ, НЕ НАПОЛНЕННЫЙ МАСЛОМ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ";
- ГОСТ 269-66 "РЕЗИНА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ";
- ГОСТ 7195-75 "Красители органические. Пигмент красный Ж. Технические условия" (с Изменениями N 1-4)".
В ходе заседания Комиссии Заявителем представлена информация (сравнительная таблица), содержащая анализ технических и функциональных характеристик, установленных Техническим заданием на соответствие характеристикам детского игрового оборудования, поставляемого в Калининградскую область (ООО "АВЕН", ООО "КСИЛ Калининград", ООО "Пион", ООО "Атрикс").
Согласно вышеуказанному анализу рынка, характеристикам, установленным Техническим заданием, соответствует лишь оборудование ООО "АВЕН".
Заказчиком даны пояснения о том, что техническое характеристики оборудования, производимого ООО "АВЕН" были использованы для формирования Технического задания. Заказчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что оборудование с техническими характеристиками, указанными в Техническом задании, производят иные хозяйствующие субъекты (за исключением ООО "АВЕН").
Довод Заказчика о том, что описание технических и качественных характеристик объекта дано Заказчиком исходя из полученных коммерческих предложений, Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1.1 раздела 4 "Проект контракта" документации Аукциона (далее - Проект контракта) поставщик в срок, установленный настоящим Контрактом, обязуется осуществить поставку детского спортивно-игрового комплекса в г. Краснознаменск (далее Товар) в количестве и ассортименте, указанном в техническом задании (приложение N1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью). Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Поставщик также обязуется предоставить следующие услуги, связанные с поставкой товаров: погрузочно-разгрузочные работы, транспортные услуги по доставке товара до Муниципального заказчика, сборку и установку товара, обучение персонала правилам эксплуатации поставляемого оборудования.
Пунктом 4.1.1. Проекта контракта определено, что поставщик обязан произвести поставку, сборку и установку товара в соответствии с требованиями настоящего Контракта и технического задания (приложение N1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) по адресу: г. Краснознаменск, ул. Комсомольская, до 10 сентября 2017 года.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что каких-либо требований к монтажу поставляемого оборудования в документации об Аукционе, в частности в Техническом задании, не содержится.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в части отсутствия объективности при описании объекта закупки и установления требований к товару, влекущих ограничение количества участников закупки).
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСИЛ Калининград" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Краснознаменский городской округ" нарушившей пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - администрации муниципального образования "Краснознаменский городской округ", оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.А. Кошкумбаева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 21 июля 2017 г. N КС-144/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017