Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 июля 2017 г. N КС-153/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Руководителя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
М.В. Мельникова
Ю.К. Быстровой |
заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
|
|
с участием представителей уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) - Р.Г. Норвиласа (представитель по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ООО "ВИАЛ" (далее - Заявитель) и заказчика - ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" (далее - Заказчик), уведомленных о времени и мете рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов (МНН: Капецитабин) в соответствии с государственной программой Калининградской области "Развитие здравоохранения" для обеспечения льготных категорий граждан в 2017 году" (извещение N 0135200000517000788) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 4252 от 18.07.2017) на действия Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка с порядковым N 7 (предложен лекарственный препарат производства - Индия).
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 14.07.2017 Заявитель сделал минимальное предложение о цене контракта и при ранжировании заняло место победителя.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 17.07.2017 заявка Заявителя отклонена комиссией Уполномоченного органа в связи с применением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Постановление N 1289).
Заявитель не согласен с таким отклонением, и полагает, что комиссией Уполномоченного органа нарушен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет заказчику протокол проведения электронного аукциона и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных участниками закупки, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 названной статьи получили первые десять порядковых номеров.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Из протокола проведения Аукциона от 14.07.2017 следует, что на торги вступило 10 участников.
Таким образом, в силу части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия обязана была рассмотреть первые пять заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, аукционной документации. В нашем случае, это заявки с порядковыми номерами:
- N 7 (ООО "ТД "Виал");
- N 8 (ООО "Медикэр");
- N 6 (ЗАО "Компания Фармстор");
- N 3 (ООО "С.П. Тамбовфарма").
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289, для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 2 Постановления Правительства N 1289, подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Иного порядка отклонения заявок указанным Постановлением Правительства N 1289 не предусмотрено.
Из протокола подведения итогов от 17.07.2017 года можно установить, что из вышеперечисленных пяти заявок на участие в аукционе только одна заявка (ООО "Компания Фармстор") содержала предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза. Остальные четыре заявки (порядковые номера: N 7, N 8, N 3, N 4) содержали предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Как следует из пунктов 2-4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
Согласно части 1 статьи 115 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В части 3 этой же статьи сказано о том, что Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Закон о контрактной системе регулирует осуществление закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а Постановление Правительства N 1289 было издано именно на основании указанного федерального закона.
Таким образом, в данном случае, по мнению Заявителя часть 3 статьи 69 Закона о контрактной системе будет являться приоритетной к применению, поскольку Правительство РФ при издании постановлений или распоряжений руководствуется нормами федеральных законов и не может им противоречить.
Из протокола подведения итогов от 14.07.2017 следует, что вышеперечисленные пять заявок, подлежащие рассмотрению в порядке части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе содержали предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В связи с чем, по мнению Заявителя, оснований для применения положений Постановления Правительства N 1289 в отношении заявки Заявителя не имелось и такое отклонение неправомерно.
Таким образом, Заявитель полагает, что аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе допустила нарушения части 3 и части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя необоснованными, и просит в удовлетворении жалобы отказать.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
28.06.2017 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 011 384,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 раздела 2 документации об Аукционе установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 19 раздела 2 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать копию сертификата о происхождении товара, выданного уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, в случаях, установленных постановлением N 1289.
Аналогичные требования установлены в пунктах 17 и 19 раздела 2 документации об Аукционе.
Согласно пункту 1 постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН)), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное постановлением N 1289, применяется при наличии всех условий, установленных пунктом 1 постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.
На участие в Аукционе подано по несколько заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.
Заявка Заявителя на участие в аукционах содержат предложения к поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого, согласно декларации участника закупки, является Индия.
Уполномоченным органом даны пояснения о том, что рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе.
Однако, так как заявки Заявителя и иных участников, предложивших к поставке товары иностранного происхождения (не государств - членов Евразийского экономического союза), не соответствовали вышеуказанным требованиям документаций об Аукциона, единая комиссия Уполномоченного органа рассматривала вторые части заявок до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Согласно позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России по применению положений постановления N 1289, изложенной в письме от 14.03.2016 NN 6723-ЕЕ/Д28и, ЦС-14384/19, 25-0/10/2-1416, АЦ/15615/16, при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 09.08.2016 N Д20и-2017, в случае если на участие в аукционе подано более 5 заявок, соответствующих требованиям документации об аукционе, первые 5 (в соответствии с протоколом) из которых содержат предложения о поставке зарубежных лекарственных препаратов, а последние содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения различных производителей, первые 5 заявок на участие в аукционе подлежат отклонению в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия комиссии Уполномоченного органа при рассмотрении поступивших заявок на участие в Аукционе соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВИАЛ" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 июля 2017 г. N КС-153/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017