Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 мая 2017 г. N 371-11764-17/4
Резолютивная часть оглашена
03.05.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" на действия Администрации городского поселения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительным работам по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (извещение N 0142300029017000012, начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 168,50 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительным работам по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (извещение N 0142300029017000012, начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 168,50 рублей).
Согласно доводам Заявителя ООО "Перспектива" в аукционной документации Заказчика неверно указан срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно доводам Заявителей ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе в части требований Заказчика к указанию материалов.
Согласно доводам Заявителя ООО "Профит-плюс" Заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, что нарушает статью 34 Закона о контрактной системе.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя ООО "Перспектива" в аукционной документации Заказчика неверно указан срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания подачи заявок - 26.04.2017 года 11 часов 00 минут.
Пунктом 20 информационной карты аукционной документации определен порядок даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, согласно которому: дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "10" апреля 2017года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "22" апреля 2017 года.
При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
2. Заявитель ООО "Перспектива" считает, что Заказчиком в аукционной документации установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 12.1 проекта контракта определен срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта с момента заключения контракта по 30 сентября 2017 года в соответствии календарным графиком выполнения работ, содержащим начальный, конечный сроки, а также промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ, составленным Подрядчиком. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно. Окончание выполнения работ определяется датой подписания акта приемки выполненных работ по форме N КС-2.
Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 8.3 проекта контракта определено, что возврат денежных средств, внесенного в качестве обеспечения исполнения Контракта, при условии надлежащего исполнения Поставщиком всех своих обязательств по Контракту, осуществляется в течение 10 банковских дней с момента исполнения сторонами обязательств по контракту, за исключением гарантийного срока. Денежные средства возвращаются на расчетный счет Поставщика, согласно реквизитам, указанным в настоящем Контракте.
Пунктом 12.2 проекта контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее 31.12.2017 года.
Таким образом, содержание пункта 8.3 проекта контракта соответствует Закону о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителей ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе в части требований Заказчика к указанию материалов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", и т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование, цвет всегда указывается конкретно, указание взаимоисключающих характеристик материала не допускается. При составлении предложения о конкретных показателях товара следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а именно в технической части. При описании характеристик используемых товаров в предложении участника не допускается использование слов "не более", "не менее", "более", "менее", "может быть", "должно быть" и других вариации данного словосочетания, "или", "приблизительно", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "допускается", "не допускается", а также неконкретные значения, в том числе диапазонов, за исключением случаев, если значением параметра является значение, которое не может изменяться или требуется диапазон значений, например диапазон температур или частот (диапазон значений в предложении участника закупки требуется, в случае, если в графе "Требуемый параметр" указано "диапазон", "в диапазоне"). Правила чтения символов формы технического задания: символы " ; " (точка с запятой), указанный между значением параметров, следует читать как "или", " / " (косая черта) следует читать как "или", за исключением случаев, если " / " (косая черта) используется в обозначении единицы изменения (например кг/м3), обозначении марки товара (например БНК-45/190), а также в случаях, когда " / " (косая черта) является математическим символом, например (3/4 толщины), символ " , " (запятая) следует читать как " и " (за исключением случаем, если запятая является разделением цифрового значения без пробела, например "1,1"), символ " " следует читать как больше либо равно, символ "
" следует читать как меньше либо равно, символ " < " следует читать как "менее", символ "
" следует читать как "более", значения параметра, содержащие знак "+", являются диапазоном значений и требуют указания участником закупки диапазонного значения, предлог "до" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, не включая указанное, предлог "от" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, не включая указанное, за исключением случаев, если требуется диапазон значений, в таком случае предлоги "от" и "до" включают крайние значения параметров (например: диапазон температур должен быть не уже, чем: "от" _ "до"), "не менее" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, включая указанное, указание "не более" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, включая указанное, указание "менее" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, не включая указанное, указание "более" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, не включая указанное, "выше" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, не включая указанное, "ниже" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, не включая указанное, "не ниже" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, включая указанное, указание "не выше" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, включая указанное, "или" означает, что требуется одно значение из указанных, надстрочный символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным, знак "~", а также слово "приблизительно" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению + 1% от указанного числового значения, знак " - ", указанный между двух числовых показателей товара (например "длина: 2000-4000 мм"), означает, что требуется конкретное значение параметра, не менее минимального и не более максимального из указанных значений параметра (в остальных случаях, указанный знак имеет значение, соответствующее общепринятым в русском языке правилам словообразования и пунктуации). Знак "*" означает что участнику необходимо указать все характеристики отдельно для каждой фракции и каждой марки применяемого щебня. Знак "//" означает что участнику необходимо указать точный диаметр отверстий контрольных сит".
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянствам. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 6 раздела 6.1 документации об электронном аукционе, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в соответствии с техническим заданием аукционной документации, в частности требуется: "Для приготовления горячих песчаных плотных асфальтобетонных смесей тип Г марки III. Необходимо указать конкретные технические показатели учитывая, что строящийся участок автомобильной дороги расположены в III дорожно-климатической зоне: процент содержания адгезионной добавки в вяжущем", "Грунтовка: условная вязкость по вискозиметру ВЗ-4, при температуре (200,5) °С, с, не менее 45", "Эмаль. Массовая доля нелетучих веществ, % 49-70. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20оС, с. 60-120" и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Кроме того, на участие в электронном аукционе подано 8 заявок, 6 заявок отклонено от участия в электронном аукционе.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствуют жалобы Заявителей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительным работам по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
4. Согласно доводам Заявителя ООО "Профит-плюс" Заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, что нарушает статью 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Разделом 7 "Ответственность сторон" проекта контракта предусмотрены условия ответственности подрядчика.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, пунктом 6 которых установлено начисление пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по предусмотренной формуле.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" предусмотрено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе безусловно предусматривает начисление пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, действия заказчика при формулировании в разделе 7 проекта контракта условий ответственности подрядчика за каждый день просрочки исполнения его обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, часть 7 статьи 34 которого предписывает возможность установления размера пени, определенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, действия Заказчика не нарушают требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобы ООО "Перспектива", ООО "Профит-плюс" частично обоснованными.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 мая 2017 г. N 371-11764-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017