Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 мая 2017 г. N 389-11627-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
05.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ИТБ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и наладке систем вентиляции, кондиционирования, дымоудаления и противодымной вентиляции работающих на объектах государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (извещение N 0242100000117000005, начальная (максимальная) цена контракта - 1 450 000,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ИТБ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и наладке систем вентиляции, кондиционирования, дымоудаления и противодымной вентиляции работающих на объектах государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (извещение N 0242100000117000005) (далее - аукцион).
Заявитель считает решение аукционной комиссии об отказе ООО "ИТБ" в допуске к участию в аукционе неправомерным, поскольку заявка подана в соответствии с требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
ПредставителиЗаказчикапротив доводов Заявителя возражали, указывая на правомерность принятогорешения, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, заявки участников, протоколы и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявке ООО "ИТБ" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2017 N0242100000117000005-1.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ООО "ИТБ" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по п. 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе по п. 7 раздела II. Описание объекта закупки (Техническое задание) таблицы "Перечень основных материалов, включаемых в стоимость выполнения работ". В заявке участника указан параметр плотности при 200С - 0,1 г/см5. В документации об аукционе требуется "Плотность при 200С - не менее 0,1 г/см3. По п. 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Предоставление недостоверной информации по п. 42 раздела II. Описание объекта закупки (Техническое задание). В заявке участника указано: "номинальный ток - 25 А; Регулировка теплового расцепителя (диапазон) 13-18 А". Тогда как при номинальном токе в 25 А и при значениях теплового расцепителя в пределах от 13 до 18 А (включительно) отключение автоматического выключателя произойдет при достижении максимального значения по току в 18 А, что не соответствует указанному номиналу в 25 А, т.е. является недостоверными показателями. По п. 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Предоставление недостоверной информации по п. 49 раздела II. Описание объекта закупки (Техническое задание). В заявке участника указан параметр: степень защиты ЕР54. Данный параметр является недостоверным, так как согласно ГОСТ 14254-2015 степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP) обозначение степени защиты оболочкой принято как IP.
Доводы заявителя в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, указанная в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2017 N0242100000117000005-1 аргументация членов аукционной комиссии относительно мотивов отказа в допуске обоснована и соответствует действительности, в связи с чем, оснований для пересмотра решения аукционной комиссии нет.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или оботказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Учитывая изложенные обстоятельства, аукционная комиссия правомерно отказала ООО "ИТБ" в допуске к участию в аукционе.
2.В соответствии с пунктом 3.30 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, при проведении внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчику в пункте 42 Раздела II Описание объекта закупки (Техническое задание) требуется: "Выключательавтоматический длязащитыэлектродвигателей "_" Номинальный ток - не более 25 А "_" Регулировка теплового расцепителя -13-18 А.
Тогда как и при значениях теплового расцепителя в пределах от 13 до 18 А (включительно) отключение автоматического выключателя произойдет при достижении максимального значения по току в 18 А.
Установленный Заказчиком диапазон "не более 25 А" не соответствует максимально возможному значению по току, тем самым Заказчик неоправданно увеличивает требуемый диапазон.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2017 N0242100000117000005-1 пяти участникам закупки отказано в допуске на участие в электронном аукционе по данной характеристике, что указывает на создание для участников закупки объективных сложностей в правильной подготовке заявок.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1,2 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системеконкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Из названных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об аукционе на официальном сайте ЕИС в сфере закупок без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания.
Согласно Письму ФАС России от 30.06.2014 N АЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
11.04.2017 г. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона от 11.04.2017 N0242100000117000005в формате PDF. Данный формат указан в инструкции сайта как разрешенный для применения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что указанный файл свободно открывается, обеспечивает возможность копирования текста, возможность поиска.
Однако, при копировании характеристики показателя "Кнопка возвратная" (пункт 49 раздела II Описание объекта закупки (Техническое задание) происходит автоматическая замена копируемого фрагмента "Степень защиты - IР54"на "Степень защиты - ЕР54".
При копировании характеристики показателя "Химический реагент для нейтрализациикислотного растворапосле промывкитеплообменников" (пункт 7 раздела II Описание объекта закупки (Техническое задание)происходит автоматическая замена копируемого фрагмента "Плотность при 20 °С - не менее 0,1 г/см3" на "Плотность при 20 °С - не менее 0,1 г/см5".
Таким образом, указанные обстоятельства затрудняют подготовку предложений в заявках на участие в закупке, а так же создают условия признания заявок не соответствующими требованиям документации закупки, о чем свидетельствует жалоба ООО "ИТБ".
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2017 N0242100000117000005-1 пяти участникам закупки отказано в допуске на участие в электронном аукционе по данным пунктам, что могло существенно повлиять на результаты закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИТБ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 1, 6, 7, части 2 статьи 8, пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 мая 2017 г. N 389-11627-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017