Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 апреля 2017 г. N 334-11322-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
26.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Строительная компания "Атлант" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на нанесение дорожной разметки, установка пешеходных ограничивающих ограждений (извещение N 0842300004017000050, начальная (максимальная) цена контракта - 19 711 435,07 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительная компания "Атлант" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на нанесение дорожной разметки, установка пешеходных ограничивающих ограждений (извещение N 0842300004017000050, начальная (максимальная) цена контракта - 19 711 435,07 рублей).
Согласно доводу Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласен, представил письменные возражения на жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "В случае, если заказчиком для определения соответствия товара используется значение показателя со словами, связками слов, знаками:
- "не менее", "не ниже", "от" - участником устанавливается конкретное значение равное или превышающее указанное, за исключением случаев, предусмотренных документацией*.
- "не более", "не выше", "до" - участником устанавливается конкретное значение равное или менее указанного, за исключением случаев, предусмотренных документацией*.".
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены, так как Закон о контрактной системе не обязывает участника иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Заказчиком в соответствии с требованиями к применяемым товарам и материалам, используемым при выполнении работ аукционной документации, в частности требуется: "Ветошь. Должна содержать: не более 50% вискозного или вискозного высокомодульного волокна, не более 50% химических волокон или нитей. Цвет может быть любой(белый или черный, серый, коричневый, синий и т.д.). Ветошь должна быть одинакового размера и состава с фактической влажностью не более 17%. Волокна должны быть хлопчато-бумажные площадью менее 16 см2 или из хлопка в смеси с химическими волокнами, хлопчато-бумажные площадью от 16 см2 до 400 см2. По виду может быть легкой и средней (миткаль, ситец, сатин, бязь, фланель, репс, байка, марля, пике, тик, батист и т.п.) Нормированная влажность для тканой или стеганой или трикотажной или нетканой ветоши должна быть до 12%.
" и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Таким образом, инструкция провоцирует участника закупки на указание недостоверных сведений, что является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе по части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик указывает в Техническом задании требования для краски разметочной дорожной белой, в разъяснениях положений аукционной документации указаны требования для краски разметочной дорожной желтой, что вводит участников закупки в заблуждение.
В Техническом задании установлены следующие требования: "8.2.2. Требования к краске (эмали) для нанесения дорожной разметки
Разметочный материал должен соответствовать требованиям:
Класс разметочного материала по коэффициенту яркости высушенной пленки краски (эмали) должен быть: В4 для желтого цвета. Правила применения линий дорожной разметки даны в ГОСТ Р 52289-2004. При нанесении линий разметки их отклонение от проектного положения не должно превышать норм установленных ГОСТ Р 51256-2011.".
В Рекомендуемой форме установлены следующие требования: Краска разметочная дорожная белая. Условная вязкость на вискозиметре ВЗ-246 с диаметром сопла 6 мм при температуре 20_2°С 40-200 с. Время высыхания до степени 3, при температуре 20_2°С и влажности 65_5%, менее 15 мин. Массовая доля нелетучих веществ от 60%. Коэффициент яркости, % от: белого цвета 70. Адгезия высохшей пленки к стеклу единица.
Таким образом, Заказчик установил требования для краски разметочной дорожной белого и желтого цвета.
В пункте 4 Рекомендуемой формы Заказчиком установлены следующие требования: "Семена трав (смесь) устойчивых к вымоканию, выпреванию и вымерзанию. На один килограмм газонной смеси входят следующие четыре вида трав: тимофеевка и кострец безостый 350-450 гр., райграс однолетний 270 гр., донник желтый и тимофеевка 350-450 гр., кострец безостый не более 440, но не менее тимофеевки, которой 100-130 гр. Всхожесть оригинальных семян должна быть от 80%. Чистота семян полученных от последующего размножения оригинальных семян, не менее 92%. Должен соответствовать НД и АД.".
По мнению Комиссии Самарского УФАС России указанное описание предмета закупки не является объективным, так как не основано на стандартах, нормативах, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Данная характеристика сложна для понимания и вводит участников закупки в заблуждение при определении потребностей Заказчика.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объект закупки должен носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
По вышеуказанному пункту в допуске к участию в электронном аукционе отказано 5 из 6 участникам закупки.
Таким образом, Заказчиком установлены нестандартные требования к товарам. Вместе с тем, обоснование использования нестандартных показателей, вопреки пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Атлант" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 апреля 2017 г. N 334-11322-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017