Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 мая 2017 г. N 406-12893-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
15.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Центр Слуха" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области в целях исполнения Государственной программы "Развитие здравоохранения Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001317002831,начальная (максимальная) цена контракта - 4 298 300,00 рублей),
в присутствии представителей (до и после объявленного перерыва):
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр Слуха" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуги по обеспечению слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, не являющихся инвалидами, проживающих на территории Самарской области в целях исполнения Государственной программы "Развитие здравоохранения Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001317002831) (далее - аукцион).
Согласно доводам жалобыООО "Центр Слуха":
1. В аукционной документации установлены нестандартные показатели товаров.Заказчиком в Техническом задании установлено необоснованное ограничение к участникам закупки, а именно технические характеристики слуховых аппаратов конкретного производителя.
2. В аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция). Кроме того, Инструкция, а именно форма спецификации для закупки товаров, приводит Заявителя к неоднозначному пониманию положений аукционной документации.
3. Заказчиком не установлено требование в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ) о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Заявителем в жалобе заявлено ходатайство о предоставлении Заказчиком дополнительной информации. Указанное ходатайство удовлетворено Комиссией Самарского УФАС России, у Заказчика истребованы письменные пояснения относительно доводов жалобы.
Представителем ООО "Центр слуха" в ходе заседания Комиссии Самарского УФАС России 12.05.2017 г. заявлено ходатайство о переносе рассмотрения жалобы. Указанное ходатайство удовлетворено Комиссией Самарского УФАС России, рассмотрение жалобы перенесено на 15.05.2017 г. в соответствии с пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ходатайство об истребовании индивидуальных программ реабилитации инвалидов не подлежит удовлетворению, в связи с достаточностью доказательств, представленных Заказчиком, Заявителем для рассмотрения жалобы по существу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов, а также по результатам мониторинга рынка.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
ООО "Центр слуха" производителем слуховых аппаратов, предполагаемых к поставке в рамках заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона, не является. Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что при обосновании и расчете начальной (максимальной) цены контракта использовано три коммерческих предложения,что свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов принять участие в закупке на объявленных условиях.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной сиситемедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что аукционная документация содержит раздел 5.7 "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению".
Предоставление сведений, которые требуются в соответствии с документацией закупки, Заказчик предлагает представить по форме, приведенной в документации, и разъясняет порядок ее заполнения, при этом, участник может представить заявку по своей форме, указав все необходимые сведения о товаре, позволяющие определить их соответствие потребностям Заказчика.
Представители Уполномоченного органа пояснили, что указанная форма носит рекомендательный характер и разработана в целях недопущения технических ошибок со стороны участников и увеличения эффективности работы аукционной комиссии.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация осоответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Техническом задании, являющемся Приложением N2 к проекту государственного контракта, установлено (пункт 4.1): "Обеспечение слуховыми аппаратами Получателей осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Порядком обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла протезными изделиями (слуховыми аппаратами), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.01.2005 N 12. Обеспечение Получателей слуховыми аппаратами, а также их гарантийный ремонт осуществляется на специализированных пунктах слухопротезирования Исполнителя, обеспечивающих возможность оказания услуг, по адресам, указанным в п. 3 Технического задания. Исполнитель (соисполнитель) при оказании услуги должен иметь лицензию на оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, организацию и выполнение следующих работ (услуг): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сурдологии - оториноларингологии".
Однако поставка слуховых аппаратов не требует наличия лицензии.
Кроме того, Заказчиком предусмотрено наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление специализированной медицинской помощи по профилю "сурдология- оториноларингология", у участника, либо у соисполнителя, привлеченного участником для оказания предусмотренных контрактом медицинских услуг.
Поскольку, в случае привлечения соисполнителя участник может не обладать соответствующей лицензией, предоставление и соответственно контроль их наличия предусмотрены Заказчиком на этапе исполнения контракта, что предусмотрено в пункте 6.1.12 Проекта государственного контракта. Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Центр слуха"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 мая 2017 г. N 406-12893-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2017