Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 мая 2017 г. N 453-12907-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
19.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Медпроект" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховыми аппаратами, включая доставку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей, настройку слуховых аппаратов и их выдачу (извещение N0242100000517000030, начальная (максимальная) цена контракта -9791470, 54 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроект" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховыми аппаратами, включая доставку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей, настройку слуховых аппаратов и их выдачу (извещение N0242100000517000030) (далее - аукцион).
Согласно доводам жалобыООО "Медпроект":
1.Заказчиком не установлено требование в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ) о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в Информационной карте аукционной документации, при этом требованиео наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности содержится в пункте 6.1.2 проекта контракта.
2. В аукционной документации неправомерно установлено требование об ограничении допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчиком в Информационной карте электронного аукциона установлен противоречивый перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе.
4. В документации закупки не установлена дата окончания предоставления разъяснений.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация осоответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6.1.12 Проекта контракта Исполнитель самостоятельно и (или) с привлечением субподрядчика обязан предоставить Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта:
- на все слуховые аппараты копии регистрационных удостоверений в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Минздрава России от 14.10.2013 г. N737н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий"и (или) копию сертификата соответствия в соответствии с постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии";
- копию гражданско-правового договора с субподрядчиком, в случае привлечения его для оказания услуг;
- копию лицензии Исполнителя или субподрядчика (при его привлечении) на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление специализированной медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология".
Заказчиком в Техническом задании установлено (Общие требования в рамках исполнения контракта): "Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта: "_"
- копию гражданско-правового договора с субподрядчиком, в случае привлечения его для оказания услуг;
- копию лицензии Исполнителя или субподрядчика (при его привлечении) на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление специализированной медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология".
Следует отметить, что поставка слуховых аппаратов не требует наличия лицензии.
Кроме того, Заказчиком предусмотрено наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление специализированной медицинской помощи по профилю "сурдология- оториноларингология", у участника, либо у соисполнителя, привлеченного участником для оказания предусмотренных контрактом медицинских услуг.
Поскольку, в случае привлечения соисполнителя участник может не обладать соответствующей лицензией, предоставление и соответственно контроль их наличия предусмотрены Заказчиком на этапе исполнения контракта. Следовательно, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2.В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) установлено следующее требование:
3.3. |
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Указанное требование установлено правомерно, так как составной частью обжалуемой закупки является товар (слуховые аппараты), на который распространяется действие Постановления N102:
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 |
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 |
Наименование вида медицинских изделий <*> |
33.10.18.110 |
26.60.14.120 |
Слуховые аппараты неимплантируемые |
На основании вышеизложенного, данный довод ООО "Медпроект" признается необоснованным.
3.Согласно части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Пунктом 3.8 Информационной карты Заказчиком установлен перечень документов, которые должны быть представлены участником электронного аукциона при подаче заявок на участие в электронном аукционе:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ, или копии таких документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ.
8) документы, подтверждающие право участника, заявки или окончательные предложения которого содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 г, на получение преимущества.
9) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств-членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктами 3.4, 3.5 Информационной карты электронного аукциона указано, что преимуществ, предоставляемых участникам закупки, являющихся учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, организациями инвалидов не предусмотрено.
Таким образом, участник закупки вправе не представлять документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимуществ согласно статьям 28,29 Закона о контрактной системе.
Предоставление "Документов, подтверждающих право участника, заявки или окончательные предложения которого содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 г, на получение преимущества" необходимо лишь в случае, когда заявка участника закупки содержит предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 г., если в заявке отсутствуют предложения о поставке таких товаров, предоставление указанных документов не требуется.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что на участие в закупке подано 2 заявки, 2 участника допущены до участия в электронном аукционе.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В Информационной карте Заказчиком установлено:
4. Разъяснение положений документации об электронном аукционе, подача заявок участников электронного аукциона | ||
4.1. |
Дата начала и дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе |
В соответствии с п.3,4,6 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ Дата начала предоставления разъяснений 25.04.2017 г. Дата окончания предоставления разъяснений - не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. |
На заседании Комиссии Самарского УФАС России установлено, что в извещении о проведенииаукциона, документации закупки не указаны сроки предоставления разъяснений указанной документации.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Медпроект"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 мая 2017 г. N 453-12907-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017