Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 мая 2017 г. N 499-11764-17/4
Резолютивная часть оглашена
24.05.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "ТОЗОТ", ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, занимаемого ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Южный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, пос. Южный, ул. Школьная, 2 (извещение N 0342300020017000010, начальная (максимальная) цена контракта - 23 155 118,48 рублей),
в присутствии представителей:_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "ТОЗОТ", ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, занимаемого ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Южный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, пос. Южный, ул. Школьная, 2 (извещение N0342300020017000010, начальная (максимальная) цена контракта - 23 155 118,48 рублей).
1. 1) Согласно доводам ООО "ТОЗОТ", ООО "Перспектива" заказчиком не установлен национальный режим при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
2) Согласно доводам ООО "Перспектива" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
в проекте контракта и извещении о проведении аукциона указана противоречащая информация относительно размера обеспечения исполнения контракта;
3) проект контракта не содержит порядок и сроки приемки выполненных работ;
1) В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Заказчик в Общих требованиях к осуществлению закупки в п. 5.5.5.1 Подраздела 5.5.5. Запреты и ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установил:
"При осуществлении закупок работ (услуг), указанных в постановлении Правительства от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" участник закупки декларирует о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики", а также в п. 17 Информационной карты электронного аукциона.
Однако, в извещении о проведении закупки ограничения не установлены.
Таким образом, заказчик не установил в извещении ограничения для участия в электронном аукционе для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
2) В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении о проведении закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта 1 157 755,92 рублей, при этом в п.3.1 проекта контракта установлено: "Подрядчик до заключения Контракта представляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 10 % от первоначальной цены Контракта на сумму ________ (___________) рублей ____ копеек", что составляет 2 315 511,85 рублей.
Таким образом, в проекте контракта и извещении о проведении аукциона указана противоречащая информация о размере обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
3) В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Раздел 8 проекта контракта определяет порядок приемки выполненных работ, однако не содержит информацию о сроке приемки выполненных работ, что нарушает положения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя обоснован.
2. Согласно доводам ООО "НОВОСТРОЙ" проект контракта содержит срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с п. 2.5 проекта контракта оплата за выполненные работы производится поэтапно, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, после доведения лимитов бюджетных обязательств по Объекту до Заказчика. Оплата производится в течение 60 (шестидесяти) дней со дня подписания Заказчиком акта приемки этапа выполненных работ, при условии предоставления одновременно с актом приемки выполненных работ счета на оплату и счета-фактуры.
Таким образом, заказчиком установлены сроки оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Довод заявителя обоснован.
В действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводам ООО "ТОЗОТ" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) заказчиком не представлена информация о номере лицевого счета для внесения обеспечения исполнения контракта;
2) в поз. 3.7 указана некорректная единица измерения: "оС";
3) при копировании характеристик показателей происходит автоматическая замена копируемого фрагмента, что затрудняет подготовку заявок участников;
4) Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В ст. 20 проекта контракта заказчиком указаны следующие реквизиты:
"Администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области, действующая от имени муниципального района Большеглушицкий
Самарской области
446180, Самарская область, Большеглушицкий район, с. Большая Глушица, ул. Гагарина, 91,
Тел. 8(84673)21633
ИНН 6364000569 КПП 636401001
р/с 40204810200000000507 ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА г. Самара, БИК 043601001
л/с N 901020011 в МУ Финансовом управлении администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области", достаточные для внесения участником закупки обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
На поступивший по данному вопросу запросе разъяснений от 15.05.2017 г.
"В пункте N 2.1 указано: "Коэффициент теплопроводности при температуре -200С, Вт/(мК)
. Согласно предоставленному ГОСТ Р 53338-2009 указано:
Коэффициент теплопроводности при температуре -200С, Вт/(м
К)
. Внесите изменения в документацию".
Заказчиком даны разъяснения. В описании единицы измерения допущена описка.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1,2 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системеконкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Из названных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об аукционе на официальном сайте ЕИС в сфере закупок без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания.
Согласно Письму ФАС России от 30.06.2014 N АЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
02.05.2017 г. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано Приложение 1 к Техническому заданию в формате PDF. Данный формат указан в инструкции сайта как разрешенный для применения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что указанный файл свободно открывается, обеспечивает возможность копирования текста, возможность поиска.
Однако, при копировании характеристик показателей происходит автоматическая замена копируемого фрагмента, что затрудняет подготовку заявок участников.
В п. 4.33 заказчиком установлены требования:
, которые при копировании имеют следующий вид: "Поковки и квадратных заготовок, масса до 3 кг_. Ударная вязкость, 29 Дж/м2·104 - 59 Дж/м2·104_".
Таким образом, указанные обстоятельства затрудняют подготовку предложений в заявках на участие в закупке, а также создают условия признания заявок не соответствующими требованиям документации закупки.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
В техническом задании аукционной документации установлено следующее:
"Все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов. Если в документации установлено требование о соответствии данного товара требованиям действующих ГОСТов, нормативной документации, то предложенный товар должен соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации. Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные показатели товаров в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим заданием и приложениями к нему. Конкретные показатели, характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала) используемого при выполнении работ. Показатели химического состава, температуры, влажности, при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно. Винты с прямым или крестообразным шлицем. В случае перечисления характеристик товара через точку с запятой, участник закупки должен указать любое значение по своему выбору. Перечисление характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются материалы одновременно со всеми перечисленными характеристиками. Заявки на участие могут содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ. В связи с тем, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация может содержать иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. Участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию в полном объеме и готовит своё предложение с учетом требований и показателей, установленных в техническом задании. Применение терминов в настоящей документации: При указании слова "диапазон" необходимо указать верхнее и нижнее значение показателя, соответствующее остальным показателям товара, верхнее и нижнее значение показателя не могут совпадать (быть равными). "Не более" - в сочетании с количественными значениями обозначает не превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон. "Не менее" в сочетании с количественными значениями обозначает не уменьшение указанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон. "Более" - в сочетании с количественными значениями обозначает превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон. "Менее" - в сочетании с количественными значениями обозначает уменьшение указанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон. "и" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуются все перечисленные значения. "или" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуется одно из значений. "от" - указывает на исходную точку чего-либо. Крайнее значение показателя не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "до" - употребляется для указания на предел чего-либо. Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "- (тире)" и "_" - означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение. "Не должно быть" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуется не данное значение, как правило, сочетается со значениями "более", "менее", "не более", "не менее" и т.д. "=" и "равно" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "равно". Параметр равен конкретному значению. "" и "не равно" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "не равно". Параметр не равен конкретному значению. "
" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "больше или равно". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, входит в требуемый диапазон. "
" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "меньше или равно". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, входит в требуемый диапазон. ">" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "больше". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон. "<" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "меньше". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон. "
" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "плюс-минус". Комбинация двух конкретных значений. При сочетании предлогов от_ до_, знака "-" (тире) и слова диапазон, крайние значения показателей включаются в диапазон. В случае указания размера товара (например, АхВ), с использованием слов "более", "менее", "от", "до" и т.д., следует считать их применимы к каждому значению товара (и к А, и к В), если после указанных слов использован знак ":".
Заказчиком не установлен запрет на использование слов "не более", "не менее" и т.п., следовательно, отсутствует требование конкретизировать показатели химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В связи с изложенным, довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" частично обоснованной, жалобы ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "Перспектива" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 1, статьи 6, части 3 статьи 7, части 13.1 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 мая 2017 г. N 499-11764-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017