Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 июня 2017 г. N 535-12610-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
02.06.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ТОЗОТ", ООО "Скорость" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на cтроительство газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения п. Свободный муниципального района Кинельский Самарской области (извещение N 0142300007817000029, начальная (максимальная) цена контракта - 15 636 090,87 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ТОЗОТ", ООО "Скорость" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на cтроительство газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения п. Свободный муниципального района Кинельский Самарской области (извещение N 0142300007817000029, начальная (максимальная) цена контракта - 15 636 090,87 рублей).
Согласно доводам Заявителей, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласны, представили письменные возражения на жалобы, просили в удовлетворении жалоб отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводу Заявителя (ООО "ТОЗОТ") Заказчик при составлении аукционной документации установил излишние требования к указанию в составе заявки участника закупки химического состава веществ и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара по позициям 1, 2, 3, 5, 13, 18, 22 Приложения N1 к техническому заданию, в составе заявки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчиком в позиции 1 Приложении N1 к Техническому заданию установлены следующие требования: "Труба напорная из полиэтилена. Марка полиэтилена ПЭ80, ПЭ100. Стандартное размерное отношение SDR 11, SDR 17,6. Номинальный размер более 75 мм. Номинальная толщина стенки до 11,4 мм. Серия трубы S8,3, S5. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре 20°С при начальном напряжении 9,0 Мпа или 12 МПа не менее 100 ч. Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре 80°С при хрупком разрушении при начальном напряжении 5,4 Мпа или 4,5 МПа не менее 165 ч. Относительное удлинение при разрыве не менее 350 %. Должен соответствовать ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия".".
Аналогичные требования содержатся в вышеперечисленных позициях Приложения к техническому заданию.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, при описании товара, который участник закупки предлагает использовать при производстве работ, необходимо указывать полный перечень наименования показателей и конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениями документации о закупки. Конкретным показателем товара являются значения показателей, которые однозначно идентифицируют товар, являются контрольными при приемке товара, не могут иметь двух и более значений. Наименование показателя товара это точное название показателя при котором определяются конкретные показатели. Если в аукционной документации, значение показателя сопровождается словами "не менее", "от", "до", "до вкл.", "более", "не более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "не ниже", "не выше", "или", "<", ">", "", "
", ",", то участник закупки указывает конкретные показатели, предлагаемых им товаров без применения указанных слов и символов (кроме случаев указания фракции щебня, фракции крупного заполнителя, крупности зерен, указания температурных и климатических условий, а также за исключением случаев указания показателей касающихся химического состава товара, компонентов товара, показателей технологии производства, испытания товара и значений показателей которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства).
При вышеуказанных обстоятельствах, из аукционной документации не следует, что для товаров по позициям 1, 2, 3, 5, 13, 18, 22 Приложения N1 к техническому заданию необходимо конкретизировать все значения.
На основании вышеизложенного, довод (ООО "ТОЗОТ") о невозможности указания конкретных характеристик по отдельным позициям документации закупки признается необоснованным.
Заказчиком в соответствии с требованиями позиции 7 Приложения N1 к техническому заданию требуется: "Гвозди строительные круглые, трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня от 1,8 мм до 3 мм. Длина гвоздя до 80 мм. Должны соответствовать ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры".".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой: 1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; 2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя).
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В таблице 2 ГОСТа 4028-63 установлены следующие характеристики:
------------------------------------------------------------------ Условный диаметр |Длина гвоздя| Размер a | Наименьший диаметр стержня d | l | | головки D ------------------+------------+-------------+-------------------- 1,8 | 32 | - | 3,5 | 40 | | | 50 | | | 60 | | ------------------+------------+-------------+-------------------- 2,0 | 40 | 1,75 | 4 | 50 | | ------------------+------------+-------------+-------------------- 2,5 | 50 | 2,2 | 5 | 60 | | ------------------+------------+-------------+-------------------- 3,0 | 70 | 2,65 | 6 | 80 | | ------------------+------------+-------------+--------------------
Таким образом, Заказчиком в позиции 7 Приложения N1 к техническому заданию не установлены минимальные значения показателей, соответствующие ГОСТу 4028-63 (32 мм).
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, установленных Законом о контрактной системе.
Комиссией Самарского УФАС России ранее рассматривалась жалоба ООО "Новострой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на cтроительство газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения п. Свободный муниципального района Кинельский Самарской области, по результатам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлено нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, материалы переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно доводу Заявителя (ООО "Скорость") Заказчик нарушил сроки размещения закупки на сайте ЕИС.
Согласно части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно части 15 статьи 21 Закона о контрактной системе утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
24.04.2017 г. приказом от 24.04.2017 г. N 37-ОД "Об утверждении изменений Плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 финансовый год МБУ "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кинельского района" внесены изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 г.
27.04.2017 г. на третий рабочий день, измененный план-график закупок опубликован Заказчиком в ЕИС.
05.05.2017 г. Заказчиком размещено извещение о проведении закупки в ЕИС.
Таким образом, Заказчиком размещено извещение о проведении закупки в ЕИС спустя десять дней с момента внесения изменений в план-график закупок.
Согласно доводу Заявителя (ООО "Скорость") Заказчиком не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Согласно письму Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" заказчик при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В пункте 2.2. Раздела IV. Требований к заявкам на участие в аукционе установлено, что документ, подтверждающий непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или копия такой выписки (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N1457).
Таким образом, Заказчиком установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 на день размещения извещения.
На основании вышеизложенного жалоба ООО "Скорость" признается необоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Скорость" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 июня 2017 г. N 535-12610-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017