Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июля 2017 г. N 793-12708-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях Поляковского водохранилища (извещение N 0342100002517000026, начальная (максимальная) цена контракта 4 162 668,30 руб.),
в присутствии представителей до перерыва_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях Поляковского водохранилища (извещение N0342100002517000026, начальная (максимальная) цена контракта 4 162 668,30 руб.).
Согласно доводам заявителя Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению заявителя включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что в ряде пунктов Характеристик основного товара, материалов и комплектующих, необходимых для выполнения работ, Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, в п. 1 Приложения N3 к техническому заданию "Характеристика основного товара, материалов и комплектующих, необходимых для выполнения работ" установлены в числе других следующие характеристики:
|
Наименование товара |
Нормативная документация по данному товару |
Страна происхождения |
1. |
Электроды Э42 Стержень из проволоки марок Св-08, Св-08А Диаметр электродов от 4,0 мм до 6,0 мм механические свойства металла шва при нормальной температуре: временное сопротивление разрыву до 50 кгс/мм2, относительное удлинение не менее 18%, ударная вязкость не менее 9 кгс - м/см2 |
|
14. |
Гвозди строительные разных диаметров из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия с плоской головкой угол заострения по граням не должен быть более 45° односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не более 0,5 мм длина гвоздя варьируется от 20 до 50 мм масса от 0,183 до 0,9 кг (масса 1000 круглых гвоздей) |
|
18. |
Бетон тяжелый для гидротехнических сооружений, наибольшая крупность заполнителя, мм- не более 40, наличие в крупном заполнителе глины в виде отдельных комков не допускается. Бетонная смесь тяжелого типа с использованием плотных горных пород (щебня или гравия) марка по дробимости, в зависимости от выбранного вида: щебня должна быть не ниже 800, марка по дробимости гравия и щебня из гравия не должна быть ниже 1000. Максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, щебне из гравия и в гравии не должно превышать 1 % массы Марка по прочности бетона - не ниже М300 класс бетона по прочности на сжатие - не ниже В22,5 марка бетона по водонепроницаемости - не менее W6 марка бетона по морозостойкости -F200 и выше. |
|
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе "конкретные характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, соответствующее значениям, установленным документацией об аукционе (сведения о конкретных показателях используемого товара, указываются в соответствии с Приложением N3 Части III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ).
При описании конкретных показателей товара участник аукциона должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов и технических документов.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм): "не более", "не менее", "не хуже", "не уже", "не ниже", "не выше", "допускаемое", "минимальное", "максимальное", "теоретическое", "или", "либо", "превышает", "не превышает" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "должен", "должен быть" и т.п., то есть должны быть конкретными.
В случае если в аукционной документации указывались технические параметры, предусматривающие диапазон значений (не менее, не более, не хуже, и т.д.), в форме предложения участник должен указать точное значение соответствующего параметра предлагаемого товара. Использование в форме предложения участника неточных технических диапазонов, значений, показателей, параметров, не допускается.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, несет участник закупки.
Непредоставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике или о товаре, работах, услугах, на поставку которых размещается закупка, является риском участника закупки, подавшего такую заявку, и является основанием для недопуска участника закупки к участию в аукционе в соответствии с действующим законодательством".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Заказчик установил требование к гвоздям: "угол заострения по граням не должен быть более 45°".
В соответствии с п. 1.8 ГОСТ 283-75. "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение. Угол заострения по граням не должен быть более 40°.
Таким образом, заказчик расширил диапазон значений, предусмотренных ГОСТ, тем самым дав возможность участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие требованиям ГОСТ.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Подобные положения аукционной документации Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с разделом 3 ГОСТ 283-75. "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" высоту головки, радиус под головкой и угол заострения гвоздей не проверяют; они должны обеспечиваться технологическим инструментом.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки.
В связи с изложенным, доводы заявителя обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-Плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июля 2017 г. N 793-12708-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017