Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2017 г. N 813-12472-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО ГК "Дизайн Престиж" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту оконных конструкций в здании общежития N 2 Самарского государственного института культуры (извещение N 0342100025217000004, начальная (максимальная) цена контракта 7 999 634,40 рублей),
в присутствии представителей _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО ГК "Дизайн Престиж" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту оконных конструкций в здании общежития N 2 Самарского государственного института культуры (извещение N 0342100025217000004, начальная (максимальная) цена контракта 7 999 634,40 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению заявителя включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Заявитель считает, что заказчиком некорректно указаны сроки исполнения контракта.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Комиссией Самарского УФАС установлено, что в ряде пунктов Характеристик основного товара, материалов и комплектующих, необходимых для выполнения работ, Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, в п. 4 "Раствор отделочный" Таблицы применяемых материалов документации заказчика установлены следующие требования:
"Содержание пылевидных и глинистых частиц (% по массе) до 10, содержание глины в комках (% по массе) не более 0,5_Применяемое вяжущее с характеристиками: цементы для строительных растворов: цемент для строительных растворов - продукт, получаемый путем совместного измельчения портландцементного клинкера, гипса, активных минеральных добавок и добавок-наполнителей, активные минеральные добавки по НТД, гранулированные доменные или электротермофосфорные шлаки по ГОСТ 3476, кварцевый песок с содержанием оксида кремния не менее 90 %, содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций размером менее 0,05 мм не должно быть более 3 %, кристаллический известняк, мрамор и пыль электрофильтров клинкерообжигательных печей по НТД .
Известь строительная воздушная\гидравлическая: воздушная известь должна соответствовать следующим требованиям: известь может быть негашенной кальциевой, негашенной магнезиальной и доломитовой, гидратной, сорт от 1 до 3, активные СаО + МgО без добавок\с добавками 60-90\40-65 % по массе, активный МgО от 5 до 40, CO2 без добавок\с добавками 3-11\2-9 % по массе, непогасившиеся зерна от 7 до 20, гидравлическая известь по химическому составу должна соответствовать следующим требованиям: известь может быть слабогидравлическая/сильногидравлическая
активные СаО + МgО не менее 40/5 и не более 65/40, активный МgО должен быть не более 6, СО2 не более 6/5, предел прочности образцов через 28 суток твердения: при изгибе для слабогидравлической извести должен быть не менее 0,4(4,0) Мпа(кгс/см2), а для сильногидравлической извести должен быть не менее 1,0(10) Мпа(кгс/см2), при сжатии для слабогидравлической извести должен быть не менее 1,7(17) Мпа(кгс/см2), а для сильногидравлической извести должен быть не менее 5,0(50) Мпа(кгс/см2)",
в п. 5:
"Вода. Питьевая или естественная поверхностная и грунтовая или техническая и засоленная или комбинированная. Вода по цвету: бесцветная или желтоватая. pH воды должен быть 5-10. Содержание хлоридов менее 2000 мг/л. Содержание сульфатов более 600 мг/л. Количество ионов натрия Na+ и калия К+ в составе растворимых солей не должно быть более 1500 мг/л. Окисляемость воды должна быть менее 16 мг/л. Содержание взвешенных частиц не более 500 мг/л.".
2. Заявитель считает, что установление заказчиком четких сроков исполнения контракта может привести к нарушению законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 проекта контракта "Период выполнения работ с 14 августа 2017 г. по 29 августа 2017 г. Датой выполнения работ считается день подписания актов выполненных работ Заказчиком".
Срок выполнения работ для государственных и муниципальных нужд устанавливается заказчиком самостоятельно в соответствии с его потребностями.
Закон о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений при определении Заказчиком срока выполнения работ по контракту.
Однако, в случае изменения сроков исполнения контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в отношении должностных лиц заказчиков установлена административная ответственность.
Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика при установлении сроков исполнения контракта не усматривается нарушение действующего законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе "Участник закупки обязан представить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным техническим заданием и приложением к первой части заявки настоящей закупки, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Все используемые при оказании услуг товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
В связи с изложенным, довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подана 21 заявка, что в свою очередь свидетельствует о том, что установление требований не повлияло на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "Дизайн Престиж" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2017 г. N 813-12472-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017