Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Кушнарева П.А. (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на ремонт участков автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия: - ул. Энергетиков (от ул. Советская до ул. Ветеранов Войны; - ул. Ленина (от ул. Радищева до храма); - ул. Ветеранов Войны (от ул. Советская до мкд ул. Ветеранов Войны); - ул. Мира (от ул. Гоголя до ул. Комсомольская); - ул. Гоголя (от ул. Первомайская до ул. Красногвардейская; - ул. Комсомольская (от ул. Мира до ул. Красногвардейская) (изв. N0156300000417000126),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300000417000126 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт участков автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия: - ул. Энергетиков (от ул. Советская до ул. Ветеранов Войны; - ул. Ленина (от ул. Радищева до храма); - ул. Ветеранов Войны (от ул. Советская до мкд ул. Ветеранов Войны); - ул. Мира (от ул. Гоголя до ул. Комсомольская); - ул. Гоголя (от ул. Первомайская до ул. Красногвардейская; - ул. Комсомольская (от ул. Мира до ул. Красногвардейская).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционная документация содержит положения аналогичные обозначенным выше.
Заявитель полагает, что Заказчиком в документации о закупке (Приложение N 3 к аукционной документации) неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к техническим характеристикам материалов, используемых при производстве работ, а именно в части:
- установления требований к компонентам входящим в состав таких материалов (щебень, битум, минеральный порошок, песок);
- установления показателей результатов испытаний.
При этом, доказательств в обоснование своей позиции Заявителем не представлено, явка на заседание Комиссии не обеспечена.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что показатели, установленные в Приложении N 3 к аукционной документации, полностью соответствуют указанным в аукционной документации государственным стандартам. Иного не доказано.
Комиссия также отмечает, что в установленные Законом о закупках сроки, документация подателем жалобы не обжаловалась, запросы о разъяснении аукционной документации не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 1.4 проекта контракта (Приложение N 4 к аукционной документации), окончание работ - 40 (Сорок) календарных дней с момента заключения Контракта.
Согласно п. 2.6 проекта контракта, оплата по настоящему Контракту производится Заказчиком в строгом соответствии с объемами и источниками выделенных бюджетных ассигнований за фактически выполненные работы в 2018 году (не позднее 25.12.2018).
Расчет за выполненные в полном объеме и надлежащим образом работы производится после подписания Сторонами актов приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги (Форма А-1), актов скрытых работ, актов сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), на основании счета, в срок до 25.12.2018 г.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения жалобы Заказчиком было представлено решение Земского Собрания Добрянского муниципального района от 21.06.2017 N 189 "О внесении изменений в решение Земского Собрания от 26.12.2016 N 72 "О бюджете Добрянского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов" (далее - решение N 189), утвердившее объем финансового обеспечения на указанную закупку в размере 25 586 тыс. руб. на 2018 год. Решение N 189 принято в связи с принятием решения Министерством транспорта Пермского края о возможности выполнения ремонтных работ в 2017 году при условии их оплаты в 2018 году ввиду срочности выполнения указанных работ (письмо от 13.06.2017 N СЭД-44-07-03-123 "О выделении денежных средств на ремонт автодорог).
Представитель победителя электронного аукциона, в свою очередь, пояснил, что не имеет возражений относительно срока оплаты выполненных работ, установленных в аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение об отсутствии необходимости внесения изменений в аукционную документацию.
Заявитель также полагает, что аукционная документация содержит незаконные положения, устанавливающие ответственность подрядчика за некачественное выполнение работ (Приложение N 1 к описанию объекта закупки, Приложение N 1 к Техническому заданию).
Однако, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации (Приложение N 1 к описанию объекта закупки, Приложение N 1 к Техническому заданию), предусматривающие ответственность сторон за ненадлежащее, некачественное исполнение обязательств, коррелируют с ч. 6-8 ст. 34 Закона о закупках и положениями Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (ред. от 15.05.2017) "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Таким образом, в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках в данной части не может быть установлено.
С учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кушнарева П.А. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на ремонт участков автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия: - ул. Энергетиков (от ул. Советская до ул. Ветеранов Войны; - ул. Ленина (от ул. Радищева до храма); - ул. Ветеранов Войны (от ул. Советская до мкд ул. Ветеранов Войны); - ул. Мира (от ул. Гоголя до ул. Комсомольская); - ул. Гоголя (от ул. Первомайская до ул. Красногвардейская; - ул. Комсомольская (от ул. Мира до ул. Красногвардейская) (изв. N0156300000417000126),поставку измерительных приборов для нужд ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (изв. N 0356200002017000314) обоснованной в части установления срока оплаты выполненной работы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика. Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017