Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июля 2017 г. N 1059
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 28 "Веселинка", г. Норильск, Центральный район, ул. Югославская, д. 10" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300026117000210, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 14.07.2017 поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса ООО СО "Крас-Тендер", заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "А Строй" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, податели жалоб и заказчик не обеспечили. От заказчика до начала вышеуказанного заседания Комиссии в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя (вх. N 13380 от 20.07.2017).
Из содержания жалобы ООО СО "Крас-Тендер" с учетом дополнений к такой жалобе следует, что, по его мнению, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены излишние требования к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. По мнению ООО СО "Крас-Тендер", излишние требования заказчиком предъявлены к следующим товарам: краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25 (позиция N4, характеристики: "массовая доля пленкообразующего вещества", "массовая доля летучего вещества", "условная вязкость краски", "степень перетира", "укрывистость невысушенной пленки краски", "стойкость пленки к статическому воздействию воды"), раствор готовый кладочный цементный марки 150 (позиция N18, характеристики: "крупность зерен заполнителя", "морозостойкость", "содержание золы-уноса", "расслаиваемость свежеприготовленных смесей", "водоудерживающая способность растворных смесей").
ООО "А Строй" в своей жалобе указывает на тот факт, что в Приложении 1.2 к Техническому заданию заказчиком установлено требование о том, что используемые материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ требованиям технических регламентов, сводов правил, ГОСТов и указан утративший силу ГОСТ 24045-2010. По мнению ООО "А Строй", заказчик вводит в заблуждение участников закупки, так как участник не может предоставить сведения в соответствии с требованием заказчика и законодательством Российской Федерации одновременно установленные требования к качеству используемого материала, в соответствии с нормативными документами, утратившими силу, противоречат Закону о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателей жалоб заказчиком были представлены в письменной форме возражения с учетом дополнений к ним, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 28 "Веселинка", г. Норильск, Центральный район, ул. Югославская, д. 10 (извещение о проведении электронного аукциона от 30.06.2017 N0319300026117000210).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в пункте 9.2.10 части 1 такой документации заказчик установил следующее требование к содержанию первой части заявки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности)".
В соответствии с пунктами 1.6, 14.1, 15.1 части 1 "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в части 2 "Техническое задание" рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Из содержания пункта 2.2 Описания объекта закупки следует, что ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы необходимо выполнить в соответствии с ведомостью объёмов работ и ведомостью материальных ресурсов (приложения к рассматриваемой части аукционной документации).
Анализ ведомости объёмов работ (приложения NN 1.1 и 1.2 к Описанию объекта закупки) показал Комиссии, что в ее содержании заказчиком было установлено требование о том, чтобы используемые материалы соответствовали требованиям действующего законодательства РФ требованиям технических регламентов, сводов правил, ГОСТов с приведением перечня таких национальных стандартов далее по тексту рассматриваемого требования. При этом в указанном перечне присутствует указание на ГОСТ 24045-2010 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия", который утратил силу 01.04.2017.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части формирования описания объекта закупки в соответствии с правилами статьи 33 Закона о контрактной системе, которой предусмотрено формирование описания объекта закупки таким образом, чтобы оно носило объективный характер, что не согласуется с установленным заказчиком требованием о необходимости использования материалов, соответствующих требованиям действующего законодательства РФ, технических регламентов, сводов правил, ГОСТов, с одновременным указанием на утративший силу национальный стандарт.
Одновременно с вышеизложенным Комиссией было учтено, что в силу пункта 9.2.10 части 1 аукционной документации при заполнении первой части заявки в отношении конкретных показателей предлагаемых к использованию материалов участнику закупки необходимо руководствоваться содержанием именно Приложения N 2 к Описанию объекта закупки, а не приложениями NN 1.1 и 1.2 к Описанию объекта закупки. Следовательно, наличие вышеуказанного несоответствия требованиям Закона о контрактной системе в описании объекта закупки, допущенного заказчиком, не повлечет и не может повлечь за собой ограничения доступа к участию в закупке, следовательно, не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В связи с вышеуказанным, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента, Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рассматриваемой части заказчику не выдавать.
Анализ Приложения N 2 к Описанию объекта закупки (таблица N1) показал Комиссии, что заказчиком были установлены следующие требования к краскам цветным и раствору готовому кладочному:
- позиция N4 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25: светло-бежевая или светло-серая, массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22, массовая доля летучего вещества, %, не более 12,0, условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,0 0,5 гр.С) 65-140, степень перетира, мкм, не более 80, укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, менее 236, стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20,02) гр.С, ч, не менее 0,5.";
- позиция N18 "Раствор готовый кладочный цементный марки 150, марка подвижности Пк2 или Пк3, норма подвижности по погружению конуса, см, не более 12, водоудерживающая способность растворных смесей не менее 90%, не должна быть расслаиваемость свежеприготовленных смесей более 10%, растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента, марка по морозостойкости более F35, не должна быть наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, более 2,5;".
Исходя из требований заказчика, установленных к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, учитывая инструкцию по заполнению заявки на участие в таком аукционе, участникам закупки надлежало представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения такого товара.
Вместе с этим, пункт 15 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указывает на то, что условная вязкость красок, эмалей, растворителей, олиф, лаков, фракции щебня в заявке должны быть указаны в диапазоне.
Таким образом, в отношении характеристики "условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,0 _ 0,5 гр.С)" по позиции N4 участники закупки имеют возможность указать в виде неизменного конкретного показателя диапазон значений, предусмотренных заказчиком и соответствующих ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" (далее - ГОСТ 10503-71), что не влечет за собой ограничения доступа к участию в закупке, не вступает в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО СО "Крас-Тендер" признается Комиссией необоснованным.
Комиссия отмечает, что, исходя из требований ГОСТ 10503-71, распространяющего свое действие на краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25, конкретные значения показателей характеристик "массовая доля пленкообразующего вещества", "массовая доля летучего вещества", "степень перетира", "укрывистость невысушенной пленки краски", "стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20,02) гр.С" рассматриваемого товара возможно определить только в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства. Также, исходя из требований ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-98), распространяющего свое действие на раствор готовый кладочный цементный марки 150, конкретные значения показателей характеристик "водоудерживающая способность растворных смесей", "расслаиваемость свежеприготовленных смесей", содержание золы-уноса, "марка по морозостойкости", "наибольшая крупность зерен заполнителя" известны производителю в результате проведения приемочного контроля по всем нормируемым показателям, однако согласно пункту 4.15.3 ГОСТ 28013-98 указанные показатели характеристик не являются обязательным содержанием документа о качестве рассматриваемого товара, следовательно, могут быть указаны при необходимости. Таким образом, указанные показатели характеристик также подлежат признанию показателями, которые становятся известными в результате проведенных испытаний определенной партии товара, после его производства.
Однако, исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, показатели вышеуказанных характеристик товаров, предусмотренных позициями NN 4 и 18, подлежат конкретизации со стороны участников закупки в первых частях заявок на участие в закупке.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в рассматриваемой части доводы ООО СО "Крас-Тендер" является обоснованным, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившими требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО СО "Крас-Тендер" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июля 2017 г. N 1059
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017