Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 июля 2017 г. N 07-15/2017-100
Дата оглашения решения: 20 июля 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 25 июля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителя:
ООО "Специализированная организация "Единый Центр Торгов" (далее - Специализированная организация): Соколова Алексея Владимировича (доверенность Nб/н от 19.07.2017),
МБОУ "Мытская средняя школа" (далее - Заказчик): Соколова Алексея Владимировича (доверенность Nб/н от 18.07.2017),
в отсутствие представителей ООО "Профстрой" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
13.07.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Профстрой" на действия аукционной комиссии МБОУ "Мытская средняя школа" (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на работы по укладке ковровых покрытий, линолеума и прочих гибких материалов для покрытия полов (извещение N0333300104717000002).
В первом доводе жалобы ООО "Профстрой" указывает, что не согласно с решением аукционной комиссии о недопуске его заявки к участию в данном электронном аукционе.
Согласно второму доводу жалобы в соответствии с ГЭСН 81-02-15-2017 "Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 15. Отделочные работы" приготовление раствора готового отделочного тяжелого в построечных работах не предусмотрено составом работ. Однако Заказчиком в документации о закупке были установлены требования, не предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), например, к применению определенного типа воды для затворения растворных смесей, к результатам лабораторных испытаний (группа строительного песка, используемого для изготовления раствора). Заявитель считает, что установление подобных требований в документации о закупке ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Из письменных пояснений Заказчика, Уполномоченного органа, следует, что нарушений при проведении закупки допущено не было, а довод жалобы на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России на основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя Заказчика, Специализированной организации, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0333300104717000002 о проведении электронного аукциона на работы по укладке ковровых покрытий, линолеума и прочих гибких материалов для покрытия полов.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе указано, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2017 участнику под номером 5 (ООО "Профстрой") было отказано в допуске к участию в указанном электронном аукционе по следующим основаниям:
"ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе
1. в Приложении N2 к Аукционной документации "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" в пункте 10 "Раствор готовый отделочный тяжелый" (стр. 41) установлено значение:
Для затворения растворных смесей может применяться вода следующих видов: питьевая вода, естественная поверхностная и грунтовая вода, техническая вода; вода после промывки оборудования для приготовления и транспортирования растворных смесей; комбинированная вода, представляющая собой смесь воды из двух или более указанных выше источников.
Участником в заявке в указанном пункте предложено (стр.3):
Для затворения растворных смесей применяться вода техническая
Что не соответствует требованию аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки, согласно которой В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", т.о. участник должен был предоставить следующие показатели: или "питьевая вода, естественная поверхностная и грунтовая вода, техническая вода" или "вода после промывки оборудования для приготовления и транспортирования растворных смесей" или "комбинированная вода, представляющая собой смесь воды из двух или более указанных выше источников".
2. в Приложении N2 к Аукционной документации "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" в пункте 10 "Раствор готовый отделочный тяжелый" (стр. 41) установлено значение:
Группа песка мелкий, средний.
Участник закупки указал группа песка средний. (стр.4)
Что не соответствует требованию аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки, согласно которой В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знак "\"- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. Т.е. участнику закупки необходимо было указать группу песка мелкий и средний."
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в п. 25 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации о закупке.
В Приложении N2 "Техническое задание" аукционной документации указано:
Раствор готовый отделочный тяжелый |
Должен быть тяжелый Марка Выше М50 Наибольшая крупность зерен заполнителя до 2,5 мм Для затворения растворных смесей может применяться вода следующих видов: питьевая вода, естественная поверхностная и грунтовая вода, техническая вода; вода после промывки оборудования для приготовления и транспортирования растворных смесей; комбинированная вода, представляющая собой смесь воды из двух или более указанных выше источников. Вода не должна содержать химических соединений и примесей в количествах, которые могут повлиять на сроки схватывания цемента. Для приготовления растворных смесей не допускается применение сточной, болотной и торфяной воды. Состав раствора 1:1:6 Заполнитель песок для строительных работ. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Класс песка I или II Группа песка мелкий, средний Модуль крупности, Мк не более 2,5 Вяжущие портландцемент; шлакопортландцемент. ПЦ-Д20;ПЦ-Д5; ШПЦ Начало схватывания цемента не ранее 45 Мин. конец схватывания цемента не позднее 10 ч от начала затворения, ч |
В составе аукционной документации содержится инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - инструкция), согласно которой:
В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знак "\"- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
Таким образом, из положений инструкции следует, что участником закупки по характеристике "Вода для затворения растворных смесей" необходимо было выбрать или "питьевая вода, естественная поверхностная и грунтовая вода, техническая вода", или "вода после промывки оборудования для приготовления и транспортирования растворных смесей", или "комбинированная вода, представляющая собой смесь воды из двух или более указанных выше источников", а по характеристике "Группа песка" указать: мелкий, средний.
В заявке ООО "Профстрой" указано: "Для затворения растворных смесей применяться вода техническая_группа песка средний".
Таким образом, Обществом в своей заявке указаны показатели, не соответствующие требованиям аукционной документации. Действия аукционной комиссии по недопуску данной заявки до участия в электронном аукционе правомерны, первый довод жалобы является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы ООО "Профстрой" на положения документации о закупке Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении N0333300104717000002 указано, что окончание срока подачи заявок: 07.07.2017 08:00. Жалоба ООО "Профстрой" поступила 13.07.2017, то есть после указанного в ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе срока.
Учитывая изложенное, довод жалобы на положения документации о закупке не рассматриваются Комиссией Ивановского УФАС России.
Между тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В инструкции документации о закупке указано, что в случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения; символы "многоточие", "тире" , "-", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика не смог привести доказательства, подтверждающие, что потребности Заказчика не соответствуют крайние значения показателей по следующим позициям:
1. |
Гвозди строительные: масса 1000 круглых гвоздей От 0,302 до 0,949 кг |
2. |
Грунтовка: Время высыхания одного слоя 4-8 ч. |
3. |
Шкурка шлифовальная: Зернистость шкурки должна составлять 40-25 |
4. |
Краска водоэмульсионная: Расход краски на один слой 110 - 140 г/м2. |
5. |
Электроды: Временное сопротивление разрыву |
6. |
Пена монтажная: противопожарная полиуретановая: Время высыхания поверхности от 8 до 20 мин |
7. |
Шпатлевка масляно-клеевая: Время высыхания нанесенного материала составляет от 2 до 4 часов. расход материала: от 0,5 до 4 кг на 1 квадратный метр |
Кроме того, Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что ряд значений показателей / показателей товара не соответствуют действующим нормативно-техническим стандартам.
Так, согласно инструкции аукционной документации, все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 4028-63, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 6456-82, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 30402, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 3826-82, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.
В Приложении N2 "Техническое задание" аукционной документации указано: "Шкурка шлифовальная: Зернистость шкурки должна составлять 40-25".
Исходя из требований инструкции, шкурка шлифовальная должна соответствовать ГОСТ 6456-82 Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3).
Однако шкурка шлифовальная с зернистостью 40-25, указанной в документации о закупке, в указанном ГОСТ 6456-82 Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3) отсутствует. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика указал, что это опечатка и в данном показателе должна была быть указана зернистость 25-М40.
В соответствии с Приложением N2 "Техническое задание" аукционной документации:
Гвозди строительные |
Диаметр стержня От 0,8* до 1,7 мм Длина гвоздя Масса 1000 круглых гвоздей От 0,302 до 0,949 кг Вид Плоские или круглые или трефовые |
В инструкции аукционной документации указано, что в случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка); Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Согласно ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3) теоретическая масса гвоздей в зависимости от размера гвоздей составляет:
Размер гвоздей х, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг
|
0,8х8 |
0,032 |
0,8х12 |
0,051 |
1,0х16 |
0,100 |
1,2х16 |
0,147 |
1,2х20 |
0,183 |
1,2х25 |
0,219 |
1,4х25 |
0,302 |
1,4х32 |
0,385 |
1,4х40 |
0,482 |
1,6х25 |
0,397 |
1,6х40 |
0,633 |
1,6х50 |
0,791 |
1,8х32 |
0,640 |
1,8х40 |
0,787 |
1,8х50 |
0,967 |
1,8х60 |
1,160 |
2,0х40 |
0,949 |
|
|
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика не смог обосновать, почему ему не подходят гвозди размером 1,4х25 мм и массой 0,302 кг. Необходимо отметить, что положения инструкции, согласно которым не требуется указывать в заявке на участие в электронном аукционе крайние значения показателей, не позволяют определить потребности Заказчика в указанных характеристиках товара и вводят участников закупки в заблуждение, что подтверждается имеющимися материалам дела (заявки участников 1,2,3 были не допущены до участия в электронном аукционе, в том числе за указание массы гвоздей 0,302 кг).
Также Заказчиком в аукционной документации были установлены следующие требования к электродам, а именно: Тип Э42; Временное сопротивление разрыву от 38 до 50 кгс/мм2.
Согласно ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1) для типа электрода Э42 временное сопротивление разрыву бывает лишь 42 кгс/мм2. Таким образом, устанавливая в документации о закупке временное сопротивление разрыву для конкретного типа электрода в виде диапазона, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, позволяя указывать значение временного сопротивления разрыву, соответствующего документации о закупке, но не соответствующего ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1).
Комиссией Ивановского УФАС России также было установлено, что требования к раствору готовому отделочному тяжелому не могут считаться объективными, так как в документации о закупке установлено, что Заказчику требуется раствор готовый отделочный тяжелый, однако, в аукционной документации установлены требования к составляющим данного раствора, например, к воде для затворения растворной смеси и песку. Необходимо отметить, что исходя из требований аукционной документации растворы должны соответствовать ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)
Согласно п. 4.14.13 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (с Изменением N 1) воду для затворения растворных смесей и приготовления добавок применяют по ГОСТ 23732 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия".
Согласно ГОСТ 23732 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия." вода по назначению бывает, в том числе следующих видов:
1. Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении напряженных железобетонных конструкций;
2. Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой, в т.ч. для водосбросных сооружений и зоны переменного горизонта воды массивных сооружений;
3. Вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных неармированных конструкций, к которым не предъявляются требования по ограничению образования высолов, а также бетона бетонных и железобетонных конструкций подводной и внутренней зон массивных сооружений_
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смог пояснить, на основании какого нормативно-технического документа в документации о закупке установлены требования к воде для затворения растворной смеси.
Указанные выше действия Заказчика свидетельствуют о нарушениях п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление Заказчиком в документации о закупке требований к качеству и характеристикам товаров, требуемых для поставки в рамках исполнения контракта, не в полной мере соответствующим действующим ГОСТ, просматривается и в иных позициях, не перечисленных выше.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профстрой" на действия аукционной комиссии МБОУ "Мытская средняя школа" при проведении электронного аукциона на работы по укладке ковровых покрытий, линолеума и прочих гибких материалов для покрытия полов (извещение N0333300104717000002) необоснованной.
2. Довод жалобы ООО "Профстрой" на положения документации о закупке оставить без рассмотрения в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
3. Установить в действиях МБОУ "Мытская средняя школа" нарушения п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 июля 2017 г. N 07-15/2017-100
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017