Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 июля 2017 г. N 03-10.1/181-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"____." - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
"____." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"____." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медлайн" (далее - заявитель, ООО "Медлайн", Общество) на действия уполномоченного учреждения - казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение, КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для терапевтического отделения (извещение N 0852500000117000635) (далее - электронный аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 11" (далее - заказчик, БУЗОО "ГП N 11"),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя уполномоченного учреждения - "____." (доверенность от 23.05.2017),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5737 от 14.07.2017) жалоба заявителя, согласно которой единой комиссией заказчика были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5653э от 17.07.2017) уполномоченным учреждением были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 30.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 102616 руб.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.07.2017 указано, что на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, одному участнику было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.07.2017 заявка участника с порядковым номером 2 - ООО Арис Групп признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного учреждения, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия, установила следующее:
3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования были установлены в приложении N 1 "Заказ на поставку медицинского оборудования для терапевтического отделения" документации об электронном аукционе (далее - Заказ на поставку товара).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены уполномоченным органом в подпункте "б" пункта 2.4.1 раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе, а именно: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Приложением N 1 к документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки товара (понятие страны происхождения товара регламентируется положениями 1 статьи 58 Таможенного Союз; страну происхождения товара необходимо указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России о 14.12.2001 г. N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира").
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.07.2017 следует, что участнику с порядковым номером 1 ООО "Медлайн" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона за несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об аукционе, а именно несоответствие конкретных показателей товара, предлагаемого к поставке участником электронного аукциона, соответствующим значениям, установленных п. 2.4.1 документации об электронном аукционе:
- по позиции N 1 к поставке предлагается Тонометр, ТН Измеритель артериального давления серии ИАД-01-1-"Адъютор", в количестве - не указано, вместо требуемого заказчику количества - 100 комплектов;
- по позиции N 2 к поставке предлагается Гигрометр психометрический ВИТ 1Стеклоприбор, в количестве - не указано, вместо требуемого заказчику количества - 20 штук;
- по позиции N 3 к поставке предлагается Гигрометр психометрический ВИТ 2 Стеклоприбор, в количестве - не указано, вместо требуемого заказчику количества - 20 штук.".
В жалобе заявителем указано следующее:
"Предоставление информации о количестве товара в первой части заявки законом не установлено. Данную информацию нельзя отнести к сведениям о конкретных показателях товара, упомянутых в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Показатели предусмотрены для функциональных и ряда других характеристик товара и необходимы для того, чтобы определить, подходит ли он заказчику. Количество товара в числе таких характеристик не упомянуто. Эти выводы следуют из положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
На заседании Комиссии представителем уполномоченного учреждения даны пояснения о том, что количество товара является конкретным показателем, следовательно, участник закупки, учитывая положения пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, обязан был указать в своей заявке количество предлагаемого к поставке товара. Кроме того, в подпункте "б" пункта 2.4.1 раздела 2 документации об электронном аукционе было указано, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об электронном аукционе (далее - Приложение N 1). При этом в Приложении N 1, представленном в табличной форме наряду с указанием функциональных, технических и качественных характеристик товара был указан раздел "Количество товара, ед. изм.".
Изучив заявки всех участников закупки, представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссией было установлено, что заявка заявителя в табличной форме содержала конкретные показатели предлагаемого к поставке товара. При этом в заявке Общества действительно отсутствовало указание на количество предлагаемого к поставке товара.
Следует отметить, что Приложение N 1 в табличной форме содержит не только разделы, указывающие на наименование товара, его функциональные, технические и качественные характеристики, требования к упаковке товара и его количеству, а также разделы, указывающие на код ОКПД2, цену за единицу товара и стоимость товара.
Таким образом, учитывая формулировку, указанную в подпункте "б" пункта 2.4.1 раздела 2 документации об электронном аукционе, а также пояснения представителя уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к выводу о том, что по мнению уполномоченного органа, код ОКПД2, цена за единицу товара и стоимость товара также являются конкретными показателя товара, следовательно, должны быть указаны в заявках участников закупки.
Однако Комиссия считает необходимым отметить, что при описании объекта закупки заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товару, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для удовлетворения его потребностей.
Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Вместе с тем количество закупаемого товара не относится непосредственно к показателям товара, поскольку функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет лишь объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона.
На основании изложенного Комиссия считает, что аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем, признает жалобу заявителя обоснованной.
Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что объектом закупки, указанным в извещении N 0852500000117000635 и документации об аукционе, является поставка медицинского оборудования для терапевтического отделения.
При этом в позиции N 2 и N 3 Приложения N 1 заказчиком включены также гигрометры психометрические, которые не относятся к изделиям медицинского назначения, являются средствами измерений влажности воздуха.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в описание объекта закупки были включены товары, функционально и технологически не связанные между собой и с объектом закупки.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Медлайн" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для терапевтического отделения для нужд БУЗОО "ГП N 11" (извещение N 0852500000117000635).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 11" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 11" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
"____." |
Члены Комиссии: |
"____." |
|
"____." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 июля 2017 г. N 03-10.1/181-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017