Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 июля 2017 г. N 02-06/132-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - администрации городского округа "Город Волжск":
(доверенность N 3142 от 12.07.2017),
заявителя - индивидуального предпринимателя Винокурова Алексея Александровича (далее - ИП.):
рассмотрев жалобу ИП. на положения аукционной документации электронного аукциона на покупку квартир для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0108300011417000026от 03.07.2017),
установила:
Администрацией городского округа "Город Волжск" проводится электронный аукцион на покупку квартир для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0108300011417000026от 03.07.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ИП.на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на покупку квартир для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейразмещены на официальном сайте 03.07.2017 (код закупки 0108300011417000026).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 930 000,00 рублей.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС приходит к выводу обобоснованности жалобы ИП Винокурова А.А.в части на основании следующего.
1. По мнению подателя жалобы, ИП. направил 07.07.2017 запрос на разъяснение отдельных положений документации, 10.07.2017 заказчик при опубликовании разъяснений положений документации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruформально дал ответы на поставленные вопросы и не внес соответствующие изменения в положения документации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В информационной карте заказчика установлено, что дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации об электронном аукционе с 03.07.2017 по 07.07.2017.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
07.07.2017 ИП. через электронную площадку www.sberbank-ast.ru в адрес заказчика был направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе, содержащий следующее:"в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе; какой срок гарантии качества установлен для квартиры вторичного жилого фонда, в том числе на входящее в его состав технологическое и инженерное оборудование".
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
10.07.2017 заказчик опубликовал разъяснение положений документации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не устанавливают специальных правил исчисления срока размещения разъяснений положений документации об электронном аукционе, в связи с чем исчисление установленного срока подлежит в календарных днях.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП в установленный срок направил запрос на разъяснение отдельных положений документации, однако, заказчик в нарушение сроков опубликовал разъяснения положений документации на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Кроме того, из ответа на запрос разъяснений следует, что внести изменения в аукционную документацию не предоставляется возможным, так как последний день для внесения изменений в документацию 08.07.2017, который для администрации городского округа "Город Волжск" является выходным днем.
Между тем, заказчик самостоятельно формирует сроки и устанавливает даты при проведении электронного аукциона, следовательно, заказчик имел возможность установить такие даты окончания срока подачи заявок, чтобы возможность внесения изменений в положения документации приходилась на рабочий день, так как Законом о контрактной системе установлены только минимальные допустимые сроки проведения электронного аукциона, а сроки окончания приема заявок могут быть изменены в большую сторону, следовательно, у участников закупки право на требование изменения документации могло быть реализовано в полном объеме.
Следовательно, довод подателя жалобы в данной части обоснован, а в действиях заказчика имеется нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не своевременном ответе на запрос разъяснений аукционной документации.
Такжезаказчик в своем ответе на разъяснения положений документации не отразил предмет запроса, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Поскольку допущенные нарушения не повлекли ограничения количества участников аукциона или ограничения доступа к участию в аукционе, основание для выдачи предписания об устранении нарушений указанной части отсутствует.
2. По мнению подателя жалобы у заказчика отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что создает условия для субъективной оценки заявки заказчиком на предмет ее соответствия требованиям документации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлены обязательные требования к содержанию инструкции по заполнению заявки.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении аукциона на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а)согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в пункте 19 информационной карты (раздел 1.3 документации об электронном аукционе) установлены требования к содержанию первой части заявки, а именно: согласие участника закупки на поставку товара, являющегося предметом торгов; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании и проекте муниципального контракта, а именно: адрес места нахождения жилого помещения; общую площадь жилого помещения, в том числе жилую площадь в квадратных метрах; количество комнат, этаж, на котором расположено жилое помещение; сведения о стенах здания и перекрытиях; сведения о внутренней отделке квартиры: установка разводок горячей, холодной воды к мойке, ванне, холодной воды к унитазу; установка ванн, унитазов, умывальников, моек, смесителей к ванне; двери входные, межкомнатные; окна;стены в комнатах, кухне, санузле; полы в комнатах, кухне, санузле; потолки в комнатах, кухне; отделка санузла - пол, стены, потолки; инженерные системы.
Таким образом, из требований, установленных заказчиком к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, содержащихся в аукционной документации, участники закупки, в том числе заявитель, имели возможность определить, какие сведения должна содержать заявка на участие в указанном аукционе.
Следовательно, жалоба заявителя в данной части необоснованна.
3. По мнению подателя жалобы, заказчик не указал сведения о гарантии и сроках такой гарантии на вторичное жилье, которое приобретается по данному электронному аукциону.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Из пояснений заказчика следует, что администрация городского округа "Город Волжск" установила в аукционной документации срок гарантий качества на жилое помещение, в том числе на входящие в его состав технологическое и инженерное оборудование, который составляет для первичного жилищного фонда 5 лет со дня передачи жилого помещения по акту приема - передачи. Срок гарантийных обязательств к вторичному жилью заказчик в аукционной документации не устанавливает.
Вместе с тем согласно статье 469 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли - продажи.
При отсутствии в договоре купли- продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно статье 477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли - продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные указанной статьей.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли - продажи.
Таким образом, не установив в документации об электронном аукционе требование о гарантийных обязательствах к вторичному жилью, заказчик не нарушил действующее законодательство. Следовательно, данный довод подателя жалобы необоснован.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобуиндивидуального предпринимателя частично обоснованной.
2.Признать в действиях администрации городского округа "Город Волжск" нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4.Требование о приостановлении процедуры закупки в части заключения контракта отменить.
5. Передать материалы дела N 02-06/132-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 июля 2017 г. N 02-06/132-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017