Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июля 2017 г. N 2-57-8478/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО": И.В. Миловановой, И.С. Аникина,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
в отсутствие представителей ООО "Планета Будущего", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/35680/17 от 18.07.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное благоустройство территории Южного административного округа по адресу: Варшавские пруды, Варшавское шоссе, д.131, корп.1-5 (Закупка N 0173200001417000258) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/35680/17 от 18.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать значения показателей характеристик товаров, соответствующие требованиям аукционной документации, но одновременно противоречащие положениям соответствующих ГОСТ, так например:
- п.2 "Швеллеры стальные": Высота швеллера - от 120* мм; Ширина полки - от 52* мм; Толщина полки - не более 13,5 мм; Радиус внутреннего закругления - не более 15 мм; Радиус закругления полки - до 9* мм; Толщина стенки - не более 8 мм; Площадь поперечного сечения - не более 61,5 см2. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 2 соответствующего ГОСТ 8240-89 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", например, максимальное значение для высоты швеллера составляет 400 м, в свою очередь минимальное значение площади поперечного сечения с учетом требований к высоте швеллера и ширине полки составляет 13,30 см2. Кроме того, на основании положений Таблицы 2 ГОСТ 8240-89 все вышеуказанные требуемые Заказчиком значения показателей характеризуются номером швеллера.
- п. 62 "Камни бетонные бортовые": ширина камней - не менее 80 мм. Вместе с тем, Заказчиком не установлено максимальное значение показателя указанной характеристики, при этом, согласно положениям Таблицы 1 соответствующего ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" максимальное значение ширины камня составляет 1180 мм, однако требования Заказчика не ограничивают участника закупки в указании значения более максимально установленного положениями ГОСТ 6665-91.
- п.13 "Профили стальные квадратного сечения": Площадь поперечного сечения - от 5,41* см2; Масса 1 метра профиля - до 6,71* кг; Размер "R" - не более 9,6 мм. Вместе с тем, Заказчиком не установлены максимальное требуемое значение для показателя площади поперечного сечения и минимальные требуемые значения для массы 1 метра профиля, а также размера "R", что позволяет участникам закупки, например, указать значение площади поперечного сечения 12,36 см2, для которого согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 30245-2003 "Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратные и прямоугольные для строительных конструкций. Технические условия" значение массы 1 метра профиля составляет 9,70 кг, что в свою очередь не соответствует требованиям аукционной документации. В свою очередь, на основании п.2 Примечания к Таблице 1 радиус закругления "R" для указанных значений составляет 10 мм, что также превышает значение, установленное Заказчиком.
- п.7 "Сталь круглая": номинальный диаметр - от 12 мм; площадь поперечного сечения - от 1,131 см2. Вместе с тем, Заказчиком не установлены максимальные значения показателей характеристик, которые согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" для номинального диаметра составляет 270 мм, а для площади поперечного сечения - 572,555 см2.
- п.5,10 "Сталь угловая равнополочная": Ширина полки - от 70 мм; Толщина полки - до 9 мм; Радиус внутреннего закругления - не менее 9 мм; Радиус закругления полок-не менее 3 мм; Площадь поперечного сечения - до 15,6 см2. Вместе с тем, Заказчиком не установлены соответствующие максимальные и минимальные значения для указанных показателей, в связи с чем, например, при указании участником ширины полки 140 мм, что соответствует требованиям аукционной документации, значения остальных показателей согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" являются несоответствующими требованиям Заказчика.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем состоит необходимость установления требований к товарам подобным образом.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п. "Кирпич рядовой": Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней длиной более 15 мм; Диаметр пустот и т.д;
- п. "Смеси бетонные": Средняя прочность бетона; Средняя плотность и т.д.;
- п. "Песок": Модуль крупности мелкого заполнителя и т. д.;
- п. "Щебень": Потеря массы при распаде; Диаметр отверстий контрольных сит [d; 1,25D; D; 0,5(d+D), где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен фракции]; Потеря массы при испытании по истираемости; Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "Средняя плотность" для товара "Смеси бетонные" согласно положениям Приложени Г соответствующего ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" определяют по ГОСТ 10181-2000 "Смеси бетонные. Методы испытаний" методом испытаний, при этом среднюю плотность бетонной смеси определяют дважды для каждой пробы смеси и вычисляют с округлением до 10 кг/м3 как среднеарифметическое значение результатов двух определений из одной пробы, отличающихся между собой не более чем на 5% среднего значения. При большем расхождении результатов определение повторяют на новой пробе бетонной смеси.
Комиссия Управления приходит к выводу, что примеры подобного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
1. ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЮАО"
115201, Москва, пер. 2-й Котляковский, д.12
2. Департамент города Москвы по конкурентной политике
107045, Москва, пер. Печатников, д. 12
3. ООО "Планета Будущего"
123592, Москва, Строгинский б-р, д.4, пом. IV
4. ООО "РТС-тендер"
121151, Москва, наб. Тараса Шевченко, д.23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-8478/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
21.07.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 21.07.2017 по делу N 2-57-8478/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное благоустройство территории Южного административного округа по адресу: Варшавские пруды, Варшавское шоссе, д.131, корп.1-5 (Закупка N 0173200001417000258) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 21.07.2017 по делу N 2-57-8478/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.07.2017 по делу N 2-57-8478/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.09.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июля 2017 г. N 2-57-8478/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2017