Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8022/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы: О.А. Бочкаревой,
при участии представителя ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту в корпусе N22 ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ. Закупка среди субъектов малого предпринимательства (Закупка N 0373200045217000311) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.07.2017 N МГ/33798/17 документы и сведения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в том числе, следующие положения: "Если в соответствии с ГОСТ или другими нормативными документами параметр не нормируется, участник должен указать в столбце "Значение предлагаемое участником", как "не нормируется" или поставить прочерк", "Если участник предлагает не одну, а несколько марок, то общие показатели должны быть предложены для каждой марки в отдельности, если показатели совпадают, но участнику следует указать значение с припиской, например, "для всех марок".
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неправомерности установлены следующие положения: "Если цифровые значения показателей указаны через знак "-" и сопровождаются словом "диапазон", то участнику необходимо указать диапазон значений, граничные значения при этом могут быть включены. Если цифровые значения показателей указаны через знак "-" и сопровождаются словами "в диапазоне", то участнику необходимо указать конкретное значение, граничные значения при этом не должны быть включены", поскольку указанное положение устанавливает два взаимопротивоположных значения для слова "диапазон".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления положений инструкции вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки следующих положений: "Если цифровые значения показателей сопровождаются словами "от" или "до", "от" и "до", участнику необходимо предоставить не менее двух числовых значений конкретных показателей, граничные значения могут быть включены", "Когда характеристики параметра товара указаны с использованием союза "либо", в этом случае параметр отображает все возможные способы применения одного и того же товара - следовательно, все значения, перечисленные через данный союз должны присутствовать в предложении участника".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в своей жалобе Заявителе не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы,а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в инструкции по заполнению заявки указанных положений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Кнопка выхода" установлено требование к характеристике: "Средний ток потребления";
- в п. "Крючок травмобезопасный" установлено требование к характеристике "Максимальная нагрузка на крючок для костылей";
- в п. "Поручень стационарный для унитаза", "Поручень для раковины с дополнительной опорой к полу установлены требования к характеристикам: "Рифленая поверхность поручня должна иметь ребра с закруглением, радиус которого не менее 3 мм", "Минимальная длина свободного участка поручня в любом его положении";
- в п. "Считыватель бесконтактный для proxi-карт" установлено требование к характеристике: "Ток потребления";
- в п. "Плиты минераловатные тип 1", "Плиты минераловатные тип 2" установлено требование к характеристике: "Коэффициент звукопоглощения";
- в п. "Песок для строительных работ" установлены требования к плотности песка;
- в п. "Лента изоляционная хлопчатобумажная" установлены требования к характеристикам: "Липкость ленты", "Разрывная нагрузка", "Напряжение, выдерживаемое без пробоя";
- в п. "Пиломатериалы хвойных пород тип 1", "Пиломатериалы хвойных пород тип 2" установлено требование к характеристике: "Влажность";
- в п. "Кирпич керамический тип 1", "Кирпич керамический тип 2" установлены требования к характеристикам: "Диаметр вертикальных цилиндрических пустот и размер стороны квадратных пустот", "ширина щелевидных пустот", "Средняя плотность";
- в п. "Линолеум гомогенный "Polyflor" или эквивалент тип 2" установлено требование к характеристике: "Сила тока";
- в п. "Плиты потолочные" установлено требование к характеристике: "Коэффициент звукопоглощения", "Влагостойкость", "Светоотражение";
- в п. "Хлорная известь тип 1" установлено требование к характеристике: "Содержание активного хлора";
- в п. "Хлорная известь тип 2" установлено требование к характеристике: "Концентрация известкового молока";
- в п. "Дюбель стальной тип 1", "Дюбель стальной тип 2", "Дюбель стальной тип 3", "Дюбель стальной тип 4", "Дюбель стальной тип 5", "Дюбель стальной тип 6" установлены требования к характеристикам: "Твердость дюбелей", "Покрытие ";
- в п. "Раствор строительный тип 1" установлено требование к характеристике: "Подвижность растворной смеси на месте применения (глубина погружения конуса)";
- в п. "Грунтовка водно-дисперсионная на акриловых сополимерах" установлено требование к характеристике: "Глубина проникновения в пористую подложку";
- в п. "Грунтовка высококонцентрированная" установлены требования к характеристикам: "Время высыхания на впитывающих основаниях", "Время высыхания на невпитывающих основаниях", "Расход (впитывающие основания)", "Расход (невпитывающие основания)";
- в п. "Смеси сухие шпатлевочные гипсовые высокопрочные" установлены требования к содержанию полимерных добавок;
- в п. "Сухие строительные смеси напольные" установлены требования к характеристикам: "Напряжение испытания изоляции (номинальная частота, 1-3 мин.)", "Электрическая износостойкость, n", "Механическая износостойкость, n", "Устойчивость к вибрации";
- в п. "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем" установлены требования к характеристикам "Содержание цемента в смеси", "Содержание известкового вяжущего в смеси", "Содержание заполнителя в смеси";
- в п. "Трубы гофрированные ПВХ тип 1", "Трубы гофрированные ПВХ тип 2", "Трубы гофрированные ПВХ тип 3", "Трубы гофрированные ПВХ тип 4" установлены требования к характеристикам "Прочность гофрированных труб на 5 см", "Диэлектрическая прочность гофрированных труб при частоте 50 Гц", "Сопротивление изоляции гофрированных труб (500 В, в течение 1 мин)";
- в п. "Кабель-канал тип 1", "Кабель-канал тип 2", "Кабель-канал: углы внутренние тип 1", "Кабель-канал: углы внутренние тип 2", "Кабель-канал: углы наружные тип 1", "Кабель-канал: углы наружные тип 2" установлено требование к характеристике "Диэлектрическая проницаемость";
- в п. "Шпатлевка акриловая" установлены требования к характеристикам "Расход при толщине слоя до 1 мм", "Морозостойкость состава при минус (20 +2) °С", "рН шпатлевки";
- в п. "Смесь сухая "Ветонит 1000" или эквивалент" установлены требования к прочности на отрыв, а также расходу при толщине слоя 1 мм;
- в п. "Шнур асбестовый" установлено требование к характеристике "Результирующая линейная плотность".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком при описании характеристик товаров, применяемых при выполнении работ установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- в п. 57 "Краски водно-дисперсионные" установлены требования "Назначение Допускается на основе гомополимерной поливинилацетатной дисперсии для работ внутри помещений, а также помещений с повышенной влажностью, на основе стиролбутадиенового латекса для работ внутри помещений, на основе сополимерной акрилатной дисперсии для наружной и внутренней окраски зданий и сооружений, на основе водных дисперсий синтетических полимеров, для наружной окраски зданий и сооружений и отделочных работ внутри помещений", "Марка Допускается ВД-КЧ-183, ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-КЧ-26, ВД-АК-111";
- в п. 104 "Выключатель автоматический" установлены требования "Номинальный ток In 10, 25 А, Тип мгновенного расцепления типа С, типа В, Диапазоны токов мгновенного расцепления 3In -10 In, Поперечные сечения медных проводников, присоединяемых к выводам От 1 до 6 мм2";
- в п. 102 "Дисперсия поливинилацетатная непластифицированная и пластифицированная" установлены требования "Назначение Должна быть низковязкая или средневязкая или высокая грубодисперсная гомополимерная поливинилацетатная дисперсия, Марка Допускается Д 51С, Д 51В, Д 50Н, ДФ 50/5Н, ДФ 51/10С; ДФ 51/15С; ДФ 51/15В";
- в п. 39 "Трубки электроизоляционные тип 1" установлены требования "Исполнение трубок в зависимости от толщины стенки I; II", "Назначение Должны быть гибкие электроизоляционные трубки с номинальным внутренним диаметром 5, 10, 20 мм, предназначенные для изоляции токоведущих элементов различных электротехнических устройств, работающих при постоянном и переменном напряжении макс. 1000 В частотой макс. 500 Гц, Номинальная толщина стенки Допускается 0,6, 0,7, 1,15, 1,2 Мм";
- в п. 39 "Трубки электроизоляционные тип 1" установлены требования "Исполнение трубок в зависимости от толщины стенки I; II", "Назначение: Должны быть гибкие электроизоляционные трубки с номинальным внутренним диаметром 5, 10, 20 мм, предназначенные для изоляции токоведущих элементов различных электротехнических устройств, работающих при постоянном и переменном напряжении макс. 1000 В частотой макс. 500 Гц, Номинальная толщина стенки Допускается 0,6, 0,7, 1,15, 1,2 Мм";
- в п. 40 "Трубки электроизоляционные тип 2" установлены требования "Назначение: Должны быть гибкие электроизоляционные трубки с номинальным внутренним диаметром 5, 10, 20 мм, предназначенные для изоляции токоведущих элементов различных электротехнических устройств, работающих при постоянном и переменном напряжении макс. 1000 В частотой макс. 500 Гц, Исполнение трубок в зависимости от толщины стенки I; II, Номинальная толщина стенки Допускается 0,6, 0,7, 1,15, 1,2 Мм".
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации указанных требований, поскольку в соответствии с требованиями ГОСТ, распространяющихся на данные товары значения указанных характеристик являются дублирующими, поскольку, например, в соответствии с ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" марка краски водно-дисперсионной определяется в зависимости от её назначения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, применяемым при выполнении работ с использованием слова "допускается", а также символа ",", поскольку, по мнению Заявителя, указанные требования, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (": "Если в показателях (характеристиках) товара значения перечисляются с использованием слова "допускается" и через знак ",", то участником должны быть предложены те показатели (характеристики) товара, которые будут соответствовать товарам, используемым при выполнении работ (допускается предложить как одну, так и несколько характеристик товара)", "В случае если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из требуемых значений или диапазонов значений, указанных через данный символ") являются противоречивыми, а именно установление Заказчиком следующих требований к товарам:
- в п. 43 "Кирпич керамический тип 1" установлены требования: "Группа изделий по теплотехническим характеристикам Допускаются высокой эффективности, повышенной эффективности, эффективные, условно-эффективные, малоэффективные", "По показателю средней плотности изделия 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0";
- в п. 44 "Кирпич керамический тип 2"установлены требования: "По показателю средней плотности изделия 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0", "Группа изделий по теплотехническим характеристикам Допускаются высокой эффективности, повышенной эффективности, эффективные, условно-эффективные, малоэффективные";
- в п. 87 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем" установлены требования: "Смеси Должны быть смеси на цементном вяжущем и должны быть смеси на смешанных (сложных) вяжущих", "Содержание известкового вяжущего в смеси До 50 % по массе", "В качестве вяжущих материалов Должен применяться портландцемент, шлакопортландцемент";
- в п. 133 "Кабели силовые" установлены требования: "токопроводящие жилы должны быть изолированы поливинилхлоридным пластиком пониженной пожарной опасности", "номинальная толщина изоляции токопроводящих жил кабелей Допускается 0,6, 0,7, 0,8, 0,9, 1,0", "номинальное сечение жил кабеля с тремя жилами 1,5, 2,5, 4 мм2", "номинальное сечение жилы кабеля с одной жилой 4 мм2", "номинальное сечение жил кабеля с пятью жилами 10, 16 мм2", "назначение на номинальное напряжение 0,66 кВ".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены указанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, а также установления неправомерных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, 2 ст. 33, п. 2 ч. 1, 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8022/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017