Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8031/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.С.Соломатина,
при участии представителя ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО": Селяметова Д.О., Абясова Ш.Р., Володина П.В.,
в отсутствие представителей Терехова А.В., уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/34052/17 от 10.07.2017,
рассмотрев жалобу Терехова А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных по адресам: ул. Исаковского, д.28; Пятницкое шоссе, мкр 2, Пятницкое шоссе от д. 17 до д.23; ул. Твардовского между домами 21 к.2 и 19 к.2 (Закупка N 0373200067117000088) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/34052/17 от 10.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, в частности по позициям: п. 1, 8 "Растворы строительные" установлены требования к компонентам, а именно: "Вяжущие материалы: портландцемент, шлакопортландцемент; цементы пуццолановые; цементы сульфатостойкие; цементы для строительных растворов", п.2 "Смеси бетонные" установлены требования к компонентам, а именно: "Заполнитель гранитный щебень", п.4 "Опора для наружного освещения" установлены излишние требования, а именно: "Масса от 40 до 80 кг", п. 11 "Торшерный светильник" установлены излишние требования, а именно: "Масса от 6 до 9 кг", п.12 "Полотно иглопробивное для дорожного строительства" установлены излишние требования, а именно: "Материал полотна: шпательные волокна или отходы синтетических волокон" и т.д.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, а также предоставил сведения от производителей, согласно которым, участнику закупки имеет возможность указать обжалуемые значения при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе в части невозможности определения конкретных показателей, а также свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком следующих требований:
1) В п.13 "Битумы нефтяные дорожные жидкие" Заказчиком установлены следующие требования: "Марка СГ 130/200, МГ 40/70. Класс густеющие со средней скоростью, медленногустеющие", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки при указании символа "," необходимо выбрать оба значения, однако согласно ГОСТ 11955-82 "1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: - густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны; - медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ)".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 11955-82, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, такие параметры как "класс" установлены определенным значением для каждой марки битума, который в том числе запрашивается Заказчиком. Таким образом, при указании участником закупки марки битума, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товара, соответствующего требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "класс" и установление Заказчиком в Форме-2 аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер и нарушает п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) В инструкции по заполнению заявки установлено следующее: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям: гост 1005-86, гост 10178-85, гост 10704-91, гост 11955-82, гост 14918-80, гост 16442-80, гост 17608-91, гост 18599-2001, гост 26633-2015, гост 28013-98, гост 31416-2009, гост 31947-2012, гост 6665-91, гост 7473-2010, гост 9128-2013". Однако не понятно каким именно ГОСТ должны соответствовать материалы, например п.1 "Растворы строительные" должны соответствовать только ГОСТ 2801-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" или ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" или ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений аукционной документации, Заказчиком указано какой товар должен соответствовать конкретному ГОСТ, что не вводит в заблуждение участников закупки.
3) В инструкции по заполнению заявки установлено: "Если в поле "Требуемый показатель" наименования показателей перечислены с использованием символа "запятая" или союза "и", то это означает, что Участнику требуется для каждого показателя из поля "Требуемый показатель" указать свое значение, соответствующее требуемым значениям", что может вводить в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данный абзац не вводит в заблуждение участников закупки, поскольку в Форме-2 отсутствуют показатели товаров с использованием данных символов.
4) В п.10 "Посадочный материал" Заказчиком установлены следующие требования: "Вид однолетняя; двухлетняя. Наименование культуры петуния гибридная. Посевные качества семян: класс 2; 1, 3". Заказчику требуется петуния гибридная, а также по виду она должна быть или однолетняя или двухлетняя, однако данная культура бывает только однолетней, что подтверждается сведениями с упаковки и сведениями от производителей, например. Кроме того, Заказчиком установлено требование о посевных качествах семян, однако согласно сметной документации, требуются не семена, а уже готовые саженцы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам установлены в соответствии со сведениями от производителей, согласно которым на рынке существуют петунии многолетние, а также Заказчику требуются семена, которые указаны в сметном расчете.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) В п.7 "Опоры декоративные" Заказчиком установлено следующее требование "Наибольший диаметр ствола опоры от 100 до 122 мм. Наименьший диаметр ствола опоры от 70 до 125 мм", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку позволяет участнику закупки указать параметр наименьшего диаметра ствола больше чем параметр наибольшего диаметра ствола.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования к товару по п. 26 "щиты деревянные", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку щиты деревянные являются расходным материалом и не остаются на объекте, а также не оказывают влияния на объект закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что товар по п. 26 "щиты деревянные" является объектом закупки, поскольку указан в сметном расчете, а также используется непосредственно во время проведения работ по благоустройству территорий.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также какие нормы Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в нарушении норм Закона о контрактной системе при формировании Аукционной документации.
Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении закупки содержит следующую информацию: "Размер обеспечения исполнения контракта 11 559 247.40". В пункте 25 части 4 Информационной карты Аукционной документации указано: "Размер обеспечения исполнения контракта: Обеспечение: 30% Сумма обеспечения: 11 559 247,40 руб.". При этом, п. 10.1 проекта контракта размещенного в составе аукционной документации, не содержит информацию относительно размера обеспечения контракта, а именно: "Принять к сведению, что Подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму __________ (___________) рублей ___ копеек, что составляет 30% от начальной (максимальной) цены Контракта".
На основании п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что размере обеспечения исполнения контракта указан Заказчиком в извещении о проведении закупки и в п. 25 Информационной карты, что не вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также какие нормы Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу Терехова А.В. на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.С. Соломатин
Исп. Несиев З.У.
1. ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО"
125363, город Москва, Строительный проезд, дом 14А
2. Префектура СЗАО г. Москвы
123362, Москва, ул Свободы, 13/2
3. Терехов А.В.
123060, г. Москва, ул. Маршала Конева, д. 6 кор. 2 кв. 6
4. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-8031/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
13.07.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.С.Соломатина,
на основании решения Комиссии от 13.07.2017 по делу N2-57-8031/77-17, по итогам рассмотрения жалобы Терехова А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных по адресам: ул. Исаковского, д.28; Пятницкое шоссе, мкр 2, Пятницкое шоссе от д. 17 до д.23; ул. Твардовского между домами 21 к.2 и 19 к.2 (Закупка N 0373200067117000088) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок, заключении Государственного контракта не учитывать неправомерные требования к товарам по п. 25 "Камни бетонные бортовые", п. 13 "Битумы нефтяные дорожные жидкие", п. 7 "Опоры декоративные" с учетом мотивировочной части решения по делу N2-57-8031/77-17.
2.Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-8031/77-17.
3.Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 30.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или факсимильной связи (8(495) 784-75-05) или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.С. Соломатин
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8031/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2017