Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 19.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" от 12.07.2017 N1121-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком сформирована аукционная документация с нарушением законодательства о контрактной системе.
- Неправомерное установление требований в пункте 3 Приложения N4 к техническому заданию: "По требованию Заказчика Исполнитель в течение 5 рабочих дней, с даты запроса Заказчика, обязуется предоставить документы, подтверждающие соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, а также подтверждение от уполномоченного представителя производителя в части корректности используемых для работ инструментов, материалов и т.п.".
- Неправомерное установление требований в пунктах 5, 6 Приложения N2 к техническому заданию: Программный пакет Lung VCAR Software на консоль оператора в демонстрационном 30-ти дневном режиме для КТ анализа состояния лёгких (CT Lung Analysis). Функция Digital Contrast Agent автоматически визуализирует очаговые изменения, что позволяет врачам подтвердить наличие или отсутствие подозрительных очаговых поражений лёгких размером от 2 до 12 мм.
Программный пакет Colon VCAR VS7 в демонстрационном 30-ти дневном режиме.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.06.2017.
Программное обеспечение (далее - ПО), используемое при проведении работ в пользу Заказчика, уже установлено на оборудовании Заказчика, которое он приобрел законным способом и правомерно владеет этим оборудованием, соответственно, установленное ПО, как и само оборудование, правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 Приложения N4 к техническому заданию "По требованию Заказчика Исполнитель в течение 5 рабочих дней, с даты запроса Заказчика, обязуется предоставить документы, подтверждающие соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, а также подтверждение от уполномоченного представителя производителя в части корректности используемых для работ инструментов, материалов и т.п.".
На основании ст. 1272 и 1280 ГК РФ, позволяется использование программы для ЭВМ или баз данных, без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения.
Иного программного обеспечения, кроме того, что установлено на оборудовании Заказчика, для выполнения услуг (работ) в соответствии с проектом контракта, не требуется.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Соответственно, требование, установленное Заказчиком о предоставлении Исполнителем документов, подтверждающих соблюдение прав правообладателя на применяемое ПО, является не обоснованным и нарушает положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно корректности используемых для работ инструментов, материалов и т.п.:
Согласно ч. 1 ст. 715 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
В соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе, проведение экспертизы выполненных работ является прямой обязанностью Заказчика, и выполняется им самостоятельно или с привлечением сторонних организаций.
Из текста вышеуказанных норм следует, что обязанность проверять ход и качество работы, а также провести экспертизу выполненных работ является обязанностью Заказчика, и выполняется им самостоятельно или с привлечением сторонних организаций.
Статьей 94 Закона о контрактной системе не установлена обязанность подрядчика (исполнителя) проводить экспертизы любых работ/услуг, выполненных подрядчиком (исполнителем).
Между тем, пунктом 4 приложения 4 к техническому заданию указано, что по требованию Заказчика Исполнитель обязуется обеспечить проведение уполномоченным представителем производителя экспертизы любых работ/услуг, выполненных Исполнителем по настоящему контракту, в целях подтверждения качества выполненных работ/услуг и их соответствия условиям контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления считает, что данное требование установлено в нарушение требований статьи 94 Закона о контрактной системе.
В Приложении 2 к техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к поставке запасных частей по проведению технического обслуживания компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01:
| |||||
Номер пункта |
Запасные части подлежащие обязательной замене, а также расходные материалы необходимые для проведения работ, включенных в стоимость контракта |
N по технической документации производителя |
Кол-во |
Качественные и функциональные характеристики услуг |
|
1. |
Смазка - Polyrex grease |
2347076 |
1шт. |
В течение 10 рабочих дней с даты заявки Заказчика |
|
2. |
Щетки графитовые сигнальные (4 щетки в комплекте) |
5270886 -2 |
1 комплект |
||
3. |
Щетки силовые графитовые (5 щеток в комплекте) |
5271812-2 |
1 комплект |
||
4. |
Щетки сигнальные графитовые Small Signal Type 1 Brush Tip Kit HELWIG |
5350798-2 |
1 комплект |
||
5. |
Программный пакет Lung VCAR Software на консоль оператора в демонстрационном 30-ти дневном режиме для КТ анализа состояния лёгких (CT Lung Analysis). Функция Digital Contrast Agent автоматически визуализирует очаговые изменения, что позволяет врачам подтвердить наличие или отсутствие подозрительных очаговых поражений лёгких размером от 2 до 12 мм. |
Каталожный номер B78121ME. |
1шт. |
Выполняется в течение 30 рабочих дней с даты заявки Заказчика |
|
6. |
Программный пакет Colon VCAR VS7 в демонстрационном 30-ти дневном режиме. |
Каталожный номер B78121ME. |
1шт. |
Письмом Минздрава Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003. В соответствии с указанными Методическим рекомендациями, техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании. Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций, к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Программное обеспечение включает в себя программные пакеты (например, Программный пакет для проведений исследований сердца "Cardiac scan system", Программный пакет для проведения интервенционных исследований и биопсии "CCT Scan system", Программный пакет для дентальных исследований "Dental Analysis", Программный пакет для дигитальной субтракционной ангиографии "Nerve System DSA" и т.д.), позволяющие осуществлять исследования в различных областях.
То есть приобретение программных пакетов осуществляется с целью обеспечения возможности расширить функциональность медицинского изделия (далее - МИ).
При этом программные пакеты, необходимые для возможности осуществления исследований, не являются запасными частями компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01, без которых функционирование томографа будет невозможно.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе осуществления внеплановой проверки Комиссией Управления было установлено следующее:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" установлено, что научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278 (вступило в силу с 17.04.2012 г.) утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278, лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя:
1) проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2) конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
3) производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
4) размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
5) эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
6) техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
7) хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
8) утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
9) проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
10) конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
11) изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
12) эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что процесс использования источников ионизирующего излучения начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах, но за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Иными словами, действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности, следовательно, на техническое обслуживание источника ионизирующего излучения (генерирующих), используемого в медицинской деятельности, получение лицензии не требуется.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание медицинской техники подлежит лицензированию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469. Пунктом 3 указанного Положения установлено, что в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники. Письмом Минздрава Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003. В соответствии с указанными Методическим рекомендациями, техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании. Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций, к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Таким образом, в случае, если участник закупки имеет лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, осуществляет с соответствии с гражданско-правовыми договорами техническое обслуживание этой техники, используемой исключительно в медицинской деятельности, у него отсутствует обязанность получать лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в аукционной документации (пункт 23 раздел 1 и пункт 8 приложение 4 к техническому заданию) установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части услуг по техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения.
2. Пунктом 5.1. Методических рекомендаций установлено, что виды, объемы и периодичность работ по техническому обслуживанию медицинской техники, особенности организации этих работ в зависимости от этапов, условий и сроков эксплуатации изделий медицинской техники устанавливаются в соответствующей нормативной и эксплуатационной документации.
В соответствии с пунктом 5.2 Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенные в действие письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 (далее - Методические рекомендации), к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
Разделом 2 Методических рекомендаций дано понятие технического обслуживания медицинской техники, под которым понимается комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Под контролем технического состояния медицинской техники понимается проверка соответствия значений параметров и характеристик изделия медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации.
Согласно раздела 4 Методических рекомендаций определено, что службой технического обслуживания медицинской техники обеспечивается соблюдение необходимых условий деятельности, в том числе, по направлению метрологического обеспечения деятельности.
В свою очередь, метрологическое обеспечение деятельности службы технического обслуживания медицинской техники предусматривает наличие утвержденного положения о метрологическом обеспечении деятельности; документов учета средств измерений и документов, подтверждающих проведение их поверки; графиков поверки средств измерений (п.4.5.1.)
В силу п. 6.6.5. Методических рекомендаций изделие медицинской техники, относящееся к средствам измерений медицинского назначения, в случаях, когда проведение текущего ремонта могло оказать влияние на метрологические характеристики изделия, подвергается послеремонтной поверке.
01.09.2016 был введен в действие ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий", который не противоречит упомянутым Методическим рекомендациям ни в терминологии, ни в требованиях, а лишь конкретизирует их. Данный ГОСТ устанавливает требования к контролю технического состояния (КТС), являющегося неотъемлемой частью работ по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию медицинской техники.
В соответствии с п.4.3 ГОСТа в процессе осуществления технического обслуживания в обязательном порядке следует проводить контроль технического состояния (КТС) МИ с периодичностью не менее одного раза в год. Проверку соответствия значений параметров проводят с применением контрольно-измерительного оборудования, внесенного в реестр средств измерений и прошедшего государственную поверку.
После ремонта или модернизации МИ должен быть проведен КТС (либо поверка в том случае, если МИ является средством измерения) в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик данного МИ значениям, приведенным в эксплуатационной документации.
Медицинское учреждение обязано обеспечить проведение как периодической, так и послеремонтной (первичной) поверки МИ, являющихся средствами измерения. При этом проведение ремонта средств измерения без проведения послеремонтной поверки является нарушением требований законодательства и не может гарантировать точность показаний данного МИ.
Результаты КТС оформляют протоколами, где указывают измеренные значения параметров, их соответствие требуемым значениям, средства измерения, которыми проводились испытания, выводы о дальнейшей эксплуатации МИ. О проведении КТС МИ делается отметка в журнале технического обслуживания.
В свою очередь, испытания медицинских изделий подразделяются на три типа:
- приемочные испытания (для средств измерений при первичной поверке);
- периодические испытания (для средств измерений - периодическая поверка);
- испытания на постоянство параметров.
Приемочные испытания проводят при вводе в эксплуатацию новых МИ, в том числе после их значительной модификации, регулировки функциональных блоков, введения новых элементов или блоков, их замены или изъятия.
При поступлении в медицинские учреждения при вскрытии упаковки МИ обязательно должны подвергаться проверке на комплектность и целостность.
Цель испытаний состоит в подтверждении эксплуатационных параметров МИ по соглашению между изготовителем и владельцем МИ (как оговорено в договоре). Эти испытания организуются представителями изготовителя или организациями, уполномоченными изготовителем, и проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке на данный вид деятельности.
Приемочные испытания представляют собой серию абсолютных измерений функциональных характеристик компонентов и принадлежностей, проводимых в медицинских учреждениях при вводе в эксплуатацию МИ на соответствие эксплуатационной документации и/или конкурсной документации.
Периодические испытания характеризуются измерением основных параметров с целью определения функционального состояния МИ в конкретный момент времени и которые должны проводиться организациями, аккредитованными в установленном порядке на данный вид испытаний МИ конкретного типа.
Периодические испытания проводят в соответствии с программой контроля качества с периодичностью, указанной в частных стандартах на МИ, но не реже одного раза в год, а также после настройки и регулирования отдельных характеристик МИ, замены или изъятия его составных элементов или блоков и при существенных изменениях параметров, выявленных в результате испытаний на постоянство параметров МИ.
Непосредственно после периодических испытаний при удовлетворительном уровне эксплуатационных параметров проводят первичные испытания на постоянство параметров для определения их базовых значений.
Испытания на постоянство параметров проводят простыми легкодоступными методами, а также простейшими измерениями относительных величин.
Для испытаний следует использовать измерительные приборы и испытательное оборудование, характеристики которых должны быть неизменны во время проведения испытаний на постоянство параметров.
Испытания на постоянство параметров при эксплуатации проводят через одинаковые промежутки времени и непосредственно после профилактического техобслуживания и текущего (мелкого) ремонта, а также при подозрении на нарушение правильности функционирования МИ.
Испытания на постоянство параметров должен проводить квалифицированный инженерный персонал медицинского учреждения и/или персонал организаций, аккредитованных в установленном порядке на данный вид деятельности.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N102-ФЗ) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации, которой, в свою очередь, признается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункты 1, 9).
Аккредитация осуществляется на основе установленных частью 2 статьи 5 Закона N 412-ФЗ принципов, в том числе добровольности.
Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N250.
Как следует из материалов дела, указанные в аукционной документации средства измерения, подлежащие поверке, отсутствуют в названном Перечне средств измерений и могут быть поверены любыми хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующую аккредитацию.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Закона N102-ФЗ средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, совокупное толкование положений ГОСТа Р 56606-2015 и Методических рекомендаций от 27.03.2003 г. N293-22/233, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что поверка медицинских средств измерений является составной и неотъемлемой частью технического обслуживания и ремонта медицинской техники, и без ее проведения услуга не может считаться оказанной в полном объеме.
Согласно техническому заданию в состав закупаемых услуг входит оказание услуг по техническому компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01:
| |||
Номер пункта |
Описание (технические характеристики услуг) |
||
1. |
Плановое профилактическое обслуживание |
||
1.1 |
Проверка протокола ошибок на предмет некорректной работы аппарата |
||
1.2 |
Проверка работоспособности вентиляторов консоли по факту заноса |
||
1.3 |
Проверка и очистка воздушных фильтров консоли по факту износа |
||
1.4 |
Очистка монитора, проверка качества изображения |
||
1.5 |
Очистка клавиатуры и модуля SCIM, консоли оператора |
||
1.7 |
Проверка контактов заземления консоли |
||
1.8 |
Проверка работоспособности DVD и MOD приводов и их чистка от пыли |
||
1.9 |
Проверка качества соединения кабелей подключенных к консоли оператора |
||
1.10 |
Настройка яркости и контрастности мониторов в сервисном режиме. |
||
1.11 |
Съем блока графитовых щеток, чистка контактного кольца (slip ring) (проводится с использованием пылесоса HEPA Vacuum Cleaner, номер по технической документации производителя оборудования 46-297933P1) |
||
1.12 |
Проверка состояния силовых графитовых щеток, при необходимости производится их замена, номер по технической документации производителя оборудования 5271812-2. |
||
1.13 |
Проверка состояния сигнальных графитовых щеток и их замена при необходимости, номер по технической документации производителя оборудования 5270886-2 |
||
1.14 |
Очистка воздушного фильтра рентгеновской трубки |
||
1.15 |
Чистка воздушных фильтров DAS по техническому состоянию замена |
||
1.16 |
Заполнение журнала технического обслуживания компьютерного томографа |
||
1.17 |
Проверка работы кнопок полного аварийного отключения аппарата |
||
1.18 |
Проверка работы кнопок аварийного отключения движений стола и гентри |
||
1.19 |
Проверка работы кнопок контроля сканирования пациента "Start scan", "Stpo scan", "Pause scan", "Advance to scan", "Stop table" |
||
1.20 |
Проверка срабатывания лампочки сигнализирующей о включенном рентгеновском излучении в кабинете |
||
1.21 |
Проверка количества вращений гентри. Смазка аксиального подшипника каждые 2'000'000 оборотов с использованием рекомендованной производителем оборудования в технической документации смазки - номер по документации 2347076 |
||
1.22 |
Чистка воздушных фильтров DAS по техническому состоянию замена |
||
1.23 |
Измерение на контрольных точках платы инвертора высоковольтного генератора, тока. Работы производятся инженером с использованием инструмента для защиты электронных компонентов от электростатического заряда. |
||
1.24 |
Проведение процедуры "HHS Scans". |
||
1.25 |
Очистка модуля PDU |
||
1.26 |
Проверка сетевого напряжения поступающего на первичную обмотку силового трансформатора блока PDU. В случае необходимости его конфигурация под имеющееся напряжение. |
||
1.27 |
Протяжка болтов фиксирующих муфту двигателя на подъем/опускание стола |
||
2. |
Техническое обслуживание рабочей станции |
||
2.2 |
Профилактическое обслуживание 1 (одной) рабочей станции. |
||
2.3 |
Проверка подключения внешних кабелей, включая сетевые, кабелей питания, мониторов |
||
2.4 |
Очистка мониторов и клавиатуры |
||
2.5 |
Очистка внутренней части системного блока |
||
2.6 |
Резервное сохранение конфигурации AW, создание резервного диска (CD-ROM/DVD-ROM) |
||
2.7 |
Тесты печати DIСОМ |
||
2.8 |
Проверка занятости дискового пространства AW, по техническому состоянию очистка |
||
2.9 |
Проверка AW на наличие не используемых системных файлов и их удаление в случае обнаружения |
||
2.10 |
Проверка директории FILMING |
||
2.11 |
Удаление ненужных ЛОГ-файлов |
||
2.14 |
Запуск диагностического сервисного программного обеспечения |
||
2.15 |
Установка в приложения Lung VCAR Software на консоль оператора в демонстрационном 30-ти дневном режиме |
||
2.16 |
Установка в приложения Colon VCAR VS7 в демонстрационном 30-ти дневном режиме |
После текущего ремонта изделий медицинской техники в предусмотренных эксплуатационной документацией случаях подвергается послеремонтным испытаниям в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик отремонтированного изделия значениям, приведенным в эксплуатационной документации.
В состав работ входит замена запасных частей, список которых предусмотрен приложением 2 к техническому заданию.
Таким образом, содержание технического задания соответствует требованиям ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий".
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию и поверкой средств измерений, документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии и аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, а участник закупки должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого и аккредитуемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требование о наличии у участников закупки аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений (в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений") в аукционной документации Заказчиком не установлено.
3. Статьей 65 Закона о контрактной системе установлено следующее:
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе проведения закупки в адрес Заказчика поступило три запроса о даче разъяснений положений документации. На все три запроса Заказчиком был дан ответ о внесении изменений в документацию, при этом без указания в какие пункты или в какой части.
При этом, проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что Заказчиком не были внесены изменения касаемо предмета запроса.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 7 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" от 12.07.2017 N1121-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" нарушение части 6 статьи 31
5. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница", аукционной (единой) комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" 625032, г. Тюмень, ул. Баумана, 29, оф. 707 Заказчик: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" 628100, ХМАО - Югра, Октябрьское пгт, ул. Медицинская, 3 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 19.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления,
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления;
на основании своего решения от 19.07.2017 о рассмотрении жалобы ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" от 12.07.2017 N1121-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница", аукционной (единой) комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129).
2. С учетом принятого решения от 17.07.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" от 12.07.2017 N1121-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию компьютерного томографа Optima 520 RU8893CT01 (извещение N 0387200030317000129) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем семь дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 18.08.2017 исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 21.08.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2017