Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 июля 2017 г. N РЗ-252/17
Резолютивная часть решения оглашена "21" июля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" - <_>,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива" и ООО "Новострой",
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива" и ООО "Новострой" (далее также Заявители) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" при проведении электронного аукциона N 0364100003417000019 на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" 29.06.2017 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0364100003417000019 на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 059 050 руб.
ООО "Перспектива" и ООО "Новострой", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В качестве доводов ООО "Перспектива" указало следующее:
- Заказчиком при описании товарных знаков товаров (материалов), применяемых при исполнении контракта, не включено обязательное их сопровождение словами "или эквивалент";
- на планируемые Заказчиком работы в составе аукционной документации не размещена проектно-сметная документация в полном объеме, как установлено Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию.
В качестве доводов ООО "Новострой" указывает следующее:
- в документации электронного аукциона не указан конкретный срок окончания действия контракта, что делает невозможным предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
- в проекте контракта установлены сроки оплаты выполненных работ в нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалоб и просил отказать в их удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителей, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель ООО "Перспектива" в своей жалобе указывает, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, поскольку при указании в Техническом задании товарных знаков не сделана обязательная оговорка об эквивалентности, а указано "аналог", что, по мнению Заявителя, является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Техническом задании на производство работ по капитальному ремонту здания (симуляционный центр) установлены требования об использовании при производстве работ поименованных товаров и материалов, содержащих указание на товарные знаки и параметры эквивалентности.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что использование в Техническом задании слова "аналог" вместо "эквивалент", как предусмотрено ст. 33 Закона о контрактной системе, понимается однозначно и не вызывает затруднений при заполнении заявки на участие в рассматриваемой закупке. Кроме того, по каждому из товаров (материалов), содержащему указание на товарный знак, установлены параметры эквивалентности.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно указана возможность поставки эквивалентного товара.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель считает, что Заказчик разместил неполную проектно-сметную документацию, но доказательств этому не приводит.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями законодательства заказчиком в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе и проекте контракта установлены объект закупки, а также объем выполняемых работ, требования к товару, используемому при выполнении работ и требования к работам и их результатам, а также размещена в полном объеме имеющаяся у Заказчика проектно-сметная документация по рассматриваемому объекту.
В соответствии с ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действительно, как указано в жалобе, Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" утверждены состав и содержание проектно-сметной документации.
Однако указанное Постановление Правительства не устанавливает обязанность наличия всех разделов проектной документации по предмету рассматриваемого аукциона.
Обратное Заявитель не доказал.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что проектная документация в понимании статьи 48 Градостроительного кодекса РФ для рассматриваемого объекта не разрабатывалась ввиду отсутствия в том необходимости. В данном случае были разработаны только сметные расчеты и ведомости работ, что не противоречит законодательству о градостроительной деятельности. На сайте размещена вся сметная документация, которая была составлена и разработана для данного объекта (никаких других разделов проектно-сметной документации, кроме размещенных на сайте, не существует).
Указание на наличие иных разделов в составе ПСД в документации об аукционе также отсутствует.
Жалоба ООО "Перспектива" в обозначенной части признается необоснованной.
3. ООО "Новострой" в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта не установлены конкретные сроки, позволяющие определить минимальный срок действия банковской гарантии.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы необоснованным в силу следующего.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, контракт действует до исполнения заказчиком обязанности по оплате либо до его расторжения.
Пунктом 8.1 проекта контракта установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до надлежащего исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту".
Пунктом 2.1 проекта контракта определено следующее: "Срок выполнения работ: в течение 40 (сорока) дней с момента заключения контракта. Дата окончания работ определяется датой подписания Заказчиком итогового Акта выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
Пунктом 5.4. проекта контракта определены следующие порядок и сроки оплаты: "Оплата работ производится по факту выполнения работ, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2), в соответствии со следующим графиком платежей:
- 85% от суммы государственного контракта - в течение 10 дней с момента выполнения Подрядчиком своих обязательств по Государственному контракту;
- 15% от суммы государственного контракта - не позднее 28 декабря 2017 года".
Таким образом, наличие в контракте данных сроков позволяет участникам закупки рассчитать сроки действия контракта, а значит, и банковской гарантии, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель жалобы ООО "Новострой" указало на несоответствие срока оплаты работ требованиям законодательства о контрактной системе.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.1 проекта контракта определено следующее: "Срок выполнения работ: в течение 40 (сорока) дней с момента заключения контракта. Дата окончания работ определяется датой подписания Заказчиком итогового Акта выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
Пунктом 5.4. проекта контракта определен следующие порядок и сроки оплаты: "Оплата работ производится по факту выполнения работ, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2), в соответствии со следующим графиком платежей:
- 85% от суммы государственного контракта - в течение 10 дней с момента выполнения Подрядчиком своих обязательств по Государственному контракту;
- 15% от суммы государственного контракта - не позднее 28 декабря 2017 года".
В рассматриваемом случае Заказчиком не установлен применение статьи 30 Закона о контрактной системе, а потому срок оплаты по контракту не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Однако, пункт 5.4 проекта контракта, нарушает норму ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Новострой" в рассматриваемой части признается обоснованным.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующие нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, а также его аукционной комиссии.
5.1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого аукциона предметом закупки является строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания.
Вместе с тем, в приложении N1 к проекту контракта и сметной документации указано, что объектом закупки является производство работ по капитальному ремонту здания.
Данное несоответствие не позволяет определить, какие работы являются предметом контракта: текущий ремонт или капитальный ремонт здания, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы после объявленного перерыва пояснил, что объектом закупки фактически являются работы по капитальному ремонту здания.
Кроме того, противоречит части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе положение пункта 6.4 проекта контракта.
Так, в пункте 6.4 проекта контракта установлено, в том числе, следующее: "В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по контракту, предусматривающих ответственность, установленную п. 7.3 контракта, Заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом суммы неустойки (штрафа)".
Однако, в проекте государственного контракта пункт 7.3 отсутствует.
Неполной является информация в пункте 20 Информационного паспорта аукциона, что также нарушает права и законные интересы участников закупки на получение достоверной и полной информации в отношении объекта закупки.
Так, в пункте 20 Информационного паспорта аукциона документации Аукциона Заказчиком определено, в том числе, следующее:
Требования, предъявляемые к участникам аукциона: |
установлены в разделе N 5 документации об аукционе: наличие допуска СРО; наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: |
свидетельство СРО. |
Однако, Заказчик не определил, на какие виды работ участники закупки должны иметь данные свидетельства, что, в свою очередь, противоречит требованиям ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым отметить, что с 1 июля 2017 года эти допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, не действуют, а потому требовать их наличия от участников закупок незаконно.
5.2. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Как было отмечено ранее, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 059 050 руб.
В разделе 5 "Требования к участникам аукциона" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
"5.3. Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99):
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (* -требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Однако указание в рассматриваемой закупке одновременно на объекты капитального строительства и не являющихся таковыми неправомерно, так как одно исключает другое.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, поскольку однозначно не установлена требуемая в данном случае группа работ строительных, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5.3. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 5.8 проекта контракта Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "В случае снижения начальной цены на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
По рассматриваемой закупке начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 059 050 руб., а потому обязательно к применению положение ч. 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, не предусматривающее возможность подтверждения добросовестности.
Таким образом, положения пункта 5.8 проекта контракта о возможности в случае "демпинга" представить в качестве обеспечения исполнения контракта в однократном размере или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки противоречит ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
5.4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а также возможном ее снижении на торгах, применимы положения подпункта а) и б) пункта 4 Правил.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации, содержит следующие положения: "4.2.2. В случае, предусмотренном в п. 4.2.1. Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 10% от цены контракта. При этом сроки, указанные в п.2.1 настоящего Контракта не изменяются".
Таким образом, установленный в пункте 4.2.2 проекта контракта размер штрафа не соответствует нормам части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилам.
5.5. Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 5.1.3 Технического задания на производство работ по капитальному ремонту здания (симуляционный центр) установлено следующее: "Работы по прокладке электрокабеля, а также общестроительные и электромонтажные работы должны производиться специализированной организацией, имеющей свидетельство СРО на право выполнения данных видов работ и располагающей работниками (гражданство РФ) соответствующей квалификации".
Данное требование о выполнении работ по контракту работниками, имеющими гражданство Российской Федерации, неправомерно, поскольку не предусмотрено Законом о контрактной системе и неправомерно ограничивает круг участников закупки, имеющих в штате работников с гражданством иного государства и соответствующим разрешением на работу в Российской Федерации.
5.6. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, пунктом 29 Информационного паспорта аукциона документации об Аукционе установлено следующее:
"Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата размещения извещения в информационной системе.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата окончания срока подачи заявок".
Следовательно, Заказчик не установил в документации об Аукционе конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 33, статьи 34, часть 1 статьи 37, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.7. В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 2 заявки.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла следующие решения: отказать в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку 2, допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона участника закупки, подавшего заявку N1, данное решение оформлено протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0364100003417000019 от 17.07.2017.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проверив основания отклонения и допуска участников Аукциона, установила следующее.
Аукционная документация содержит Техническое задание на производство работ по капитальному ремонту здания (симуляционный центр), в котором Заказчик установил, в том числе, требования к применяемым при производстве работ товарам (материалам).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в разделе 3 "Порядок подачи заявок. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе.
Проанализировав заявку участника закупки N2, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что она содержала только согласие на выполнение работ на условиях документации, однако в ней не были указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе. Решение аукционной комиссии о несоответствии заявки N2 требованиям документации об Аукционе признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России считает неправомерным решение аукционной комиссии Заказчика о допуске к участию в аукционе участника закупки, подавшего заявку N1.
Так, в заявке N1 также отсутствовали конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, а потому в силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе указанная заявка такжедолжна быть признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Однако в нарушении ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе заявка N1 была признана аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям документации об Аукционе.
В действиях аукционной комиссии Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной в части установления срока оплаты за выполненные работы с нарушением требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 33, часть 8 статьи 34, часть 13.1 статьи 34, часть 1 статьи 37, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 и ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делам N РЗ-252/17 и N РЗ-253/17 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "21" июля 2017 года.
В полном объеме предписание изготовлено "25" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании своего решения от 25.07.2017 по делам N РЗ-252/17 и N РЗ-253/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина", аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" в срок до 15 августа 2017 года устранить нарушение законодательства о контрактной системе, а именно:
а) аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0364100003417000019 на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания;
б) Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" внести изменения в аукционную документацию электронного аукциона на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания (извещение N 0364100003417000019) с учетом требований Закона о контрактной системе и решения Тамбовского УФАС России от 25.07.2017 по делам N РЗ-252/17 и РЗ-253/17 путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
в) Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" продлить срок подачи заявок на участие в аукционе с учетом требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также назначить новую дату проведения Аукциона.
2. Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка"):
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания (извещение N 0364100003417000019) и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.
3. Настоящее предписание исполнить в срок до 15 августа 2017 года.
4. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 15 августа 2017 года
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 июля 2017 г. N РЗ-252/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017