Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 июля 2017 г. N ВП-61/17
Резолютивная часть решения оглашена "26" июля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" июля 2017 года.
г.Тамбов
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в составе:
руководитель инспекции - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения администрации Токаревского района Тамбовской области от 26.07.2017,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - администрацией Токаревского района Тамбовской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газификации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы N 1 в с. Кочетовка (извещение N 0164200003017002216),
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области 30.06.2017 года опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение электронного аукциона на выполнение работ по газификации филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы N 1 в с. Кочетовка (извещение N 0164200003017002216) (далее также Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 234 420 руб.
Заказчик - администрация Токаревского района Тамбовской области.
По результатам рассмотрения единственной заявки согласно ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе аукционной комиссией и Заказчиком принято решение о заключении контрактf с ООО "НПО СтройЭнергоПроект" в связи с признанием участника аукциона и поданной им заявки соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Заказчик (исх. от 25.07.2017 N1751, вх. от 26.07.2017 N4591) в целях устранения допущенных нарушений обратился в Тамбовское УФАС России с ходатайством о выдаче предписания об исключении из проекта контракта пункта 4.3.13 как противоречащего требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик пояснил, что в соответствии с действовавшим на момент размещения законодательством о градостроительстве (ч. 2 ст. 52, п.1.1 ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в пункте 4.3.13 проекта муниципального контракта Заказчиком было установлено следующее требование к победителю Аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
"4.3.13. Подрядчик обязан иметь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ (Свидетельство СРО):
а) работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения
или
19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно".
Вместе с тем с 1 июля 2017 года эти допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, не действуют, а потому требовать их наличия от участников закупок незаконно c указанного времени.
К тому же, чтобы исполнять контракты на сумму 3 млн руб. и менее, организации или индивидуальные предприниматели не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта, что также действует с 1 июля 2017 года в соответствии с изменениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанного, Заказчик с целью устранения допущенного нарушения считает необходимым при заключении муниципального контракта по результатам Аукциона исключить пункт 4.3.13 из проекта муниципального контракта.
На основании обращения проведена внеплановая проверка.
Инспекция Тамбовского УФАС России в результате проверки приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Действительно с 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, не действуют, а потому требовать их наличия от участников закупок нельзя.
Кроме того частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в новой редакции установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция Тамбовского УФАС России считает неправомерным в настоящее время (с 1 июля 2017 года) требование пункта 4.3.13 проекта муниципального контракта о наличии у подрядчика на момент заключения и исполнения действующих свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства.
Действия заказчика по применению такого требования к участнику закупки нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в связи с изменением с 1 июля 2017 года законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ввиду того, что в соответствии с нормами ст. 34 и ст. 70 Закона о контрактной системе у заказчика отсутствуют законные основания по изменению существенных условий контракта при его заключении, Инспекция Тамбовского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи Заказчику предписания об исключении пункта 4.3.13 из проекта муниципального контракта при его заключении, как противоречащего действующему федеральному законодательству в настоящее время.
Инспекция Тамбовского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать условие пункта 4.3.13 проекта муниципального контракта электронного аукциона (извещение N 0164200003017002216) нарушающим требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику - администрации Токаревского района Тамбовской области, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об исключении неправомерного условия контракта (п. 4.3.13).
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель инспекции |
С.В. Мазаева |
Члены инспекции |
Н.Н. Колодина |
|
В.В. Иванов |
|
|
|
|
исп. Иванов В.В.
(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 июля 2017 г. N ВП-61/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2017